Время новостей
     N°200, 30 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2001
Абхазская нумерология
Российские десантники в очередной раз «окончательно ушли из Гудауты»
В понедельник руководство Абхазии торжественно объявило об окончательной ликвидации 50-й российской военной базы. По словам первого замминистра обороны мятежной автономии Гиви Агрбы, в понедельник с железнодорожного вокзала Гудауты в Россию отправлен «по всей видимости, последний эшелон с военной техникой». В Тбилиси это долгожданное известие было воспринято с изрядной долей скепсиса. Как публично заявил глава республики Эдуард Шеварднадзе, грузинская сторона требует проведения международного мониторинга «за процессом вывода военных баз и в дальнейшем намерена настаивать на приезде наблюдателей для проверки выполнения стамбульских соглашений в отношении российской военной базы в Гудауте». Сомнения грузинского руководства можно понять: Россия уже не в первый раз сообщает об «окончательном выводе своей военной базы из Абхазии». После чего неизменно выясняется, что российские военные продолжают оставаться на территории автономии.

Заявления об отправке в Россию «последнего воинского эшелона» звучали совсем недавно. 26 октября командир дислоцировавшегося в Гудауте 10-го парашютно-десантного полка Валерий Асанов заверял что, «согласно директиве Генштаба 10-й ПДП полностью расформирован», а последний железнодорожный состав с его военной техникой «сегодня отправлен в Россию» (тот «последний эшелон» к сегодняшнему дню уже прибыл к месту назначения на подмосковную станцию Орехово-Зуево). Поскольку полковник Асанов утверждал при этом, что «российской военной техники в Абхазии больше не осталось», становится совершенно непонятно: что же вывозится теперь? Тем более что г-н Агрба добавил к своим словам о «последнем эшелоне» многообещающее «по всей видимости»... Узнать что-либо конкретное о грузе идущих из Абхазии воинских составов практически невозможно, как утверждают источники газеты «Время новостей» в Федеральной погранслужбе, эшелоны при пересечении границы «подвергаются лишь формальной проверке». Конечно, скорее всего они придут в Москву с «попутным грузом» абхазских мандаринов и грецких орехов. Однако, как говорится, «имеются варианты»...

История вывода из Абхазии 50-й военной базы может хоть кого свести с ума. Впервые официальная Москва заговорила об этом сразу же после первой чеченской кампании, пытаясь добиться от Тбилиси согласия на продолжение российского военного присутствия в республике. До этого 50-й базы как бы не существовало вовсе: на переговорах между Москвой и Тбилиси фигурировали лишь 62-я, 13-я и 12-я военные базы России, дислоцирующиеся в Ахалкалаки, Вазиани и Батуми соответственно. Созданная же в Гудауте в 1992 году -- в самый разгар грузино-абхазского конфликта -- 50-я база не упоминалась ни в одном соглашении. И имела при этом, кстати, совершенно особый статус, отличный от статуса прочих баз: находящемуся в Тбилиси штабу Группы российских войск в Закавказье 50-я не подчинялась, будучи непосредственно «замкнута» лишь на трех российских официальных лиц -- министра обороны, командующего ВДВ и президента России. Пытаясь задобрить Тбилиси, Москва согласилась вести переговоры в том числе и о судьбе гудаутской базы. Более того, весной 1998-го командующий ВДВ Георгий Шпак заявил, что 50-я база прекращает свое существование, поскольку «дислоцирующийся на ней 345-й парашютно-десантный полк подлежит расформированию в ходе реформы вооруженных сил». Однако после того, как 345-й ПДП действительно был расформирован, на его месте тут же возник 10-й ПДП (который, в свою очередь, сейчас ликвидируется). И бесконечные переговоры о будущем базы потекли в привычном русле.

Сейчас в Тбилиси заявляют о том, что в ходе предстоящего тура переговоров надеются достичь с Москвой взаимопонимания по поводу того, сколько российских военнослужащих будет оставлено в Абхазии «для обеспечения безопасности объектов выводимой базы». В МО Грузии даже утверждают, что им наконец-то удалось добиться согласия на визит в Тбилиси главы российского военного ведомства. В аппарате Сергея Иванова это не подтверждают, заявляя о том, что в графике ближайших визитов их шефа Грузия не фигурирует. И в этом заключается еще одна странность в действиях руководства российского МО «на грузинском направлении». Уже пять лет, с весны 1996-го, российские министры обороны категорически отказываются от официальных визитов в Грузию. Даже несмотря на то, что Кремль (по крайней мере во времена Бориса Ельцина) несколько раз прямо требовал этого.

Хотя странностей в действиях российских военных в Абхазии и без того предостаточно. К примеру, российское МО категорически отказывается комментировать национальную принадлежность «неопознанных боевых самолетов и вертолетов», за последние недели вот уже дважды бомбивших территорию автономии. И одновременно с этим «последним эшелоном» в Россию вчера отправлен дивизион зенитно-ракетных комплексов «Бук» -- единственное противовоздушное прикрытие нашего воинского контингента в Абхазии. Если в бомбежках автономии участвует чужая авиация, то оставлять своих солдат без прикрытия -- это воинское преступление. В противном же случае...

Юрий ГОЛОТЮК