|
|
N°150, 22 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Послушный Адамов
Суд обнаружил в деле бывшего главы Минатома слишком много ошибок
Экс-главе Минатома Евгению Адамову опять повезло. Всего лишь два месяца прошло с тех пор, как Верховный суд признал незаконным его арест и выпустил на свободу, а вчера Замоскворецкий райсуд столицы поставил вопрос о возвращении его уголовного дела в прокуратуру. По мнению суда, в обвинительном заключении был допущен ряд существенных ошибок, требующих исправления. Окончательное решение по данному вопросу суд должен принять сегодня. Но учитывая, что он же сам и выступил с такой инициативой, вполне можно предположить, что рассмотрение дела Адамова так и не начнется. Таким образом, свидание бывшего главы Минатома с российской Фемидой откладывается. И при таком повороте дела не исключено, что в нем вновь могут появиться еще какие-нибудь «нестыковки».
Злоключения бывшего министра Евгения Адамова начались в мае прошлого года, когда он приехал в швейцарский город Берн, чтобы разобраться с причинами блокирования банковских счетов его дочери. В итоге г-н Адамов был «блокирован» сам -- прямо в здании городского суда, где он надеялся решить свою семейную проблему, он был взят под стражу и отправлен в тюрьму. Причиной ареста послужил запрос американских властей об экстрадиции бывшего российского чиновника в Соединенные Штаты для свершения над ним правосудия. По данным прокуратуры города Питсбурга, в начале 90-х годов прошлого века он вместе со своим партнером по бизнесу Марком Каушанским присвоил 9 млн долл., которые американские корпорации по заключенным контрактам выделили московскому Научно-исследовательскому и конструкторскому институту энерготехники (НИКИЭТ). Директором института и был в то время г-н Адамов.
Новость об аресте Евгения Адамова в Швейцарии вызвала настоящий переполох в России. И причина была не столько в том, что американцы будут судить российского гражданина за хищение миллионов долларов, столько в том, что г-н Адамов может представлять определенный интерес для властей США как носитель секретной информации о российских атомных объектах.
Генпрокуратура России отреагировала практически молниеносно. Не прошло и двух недель со дня ареста г-на Адамова, как швейцарские власти были уведомлены российской стороной о том, что и у нее, оказывается, тоже есть серьезные претензии к экс-министру. Наши следователи «внезапно» обнаружили, что в 1998--1999 годах г-н Адамов, будучи главой Минатома, совершил не менее тяжкие преступления. Его обвинили в злоупотреблении и превышении должностных полномочий, а также в мошенничестве. По данным Генпрокуратуры, министр давал указания о переводе 62% акций российско-американской компании Globe Nuclear Services and Supply GNSS, Limited (занимается торговлей ураном, металлами и химпродукцией в различных странах) в частную американскую компанию TEXI. Эти акции принадлежали госпредприятиям -- «Технасэкспорту» и Приаргунскому производственному горно-химическому объединению. Ущерб, который был в итоге причинен государству действиями главы Минатома, составил около 31 млн долл. Г-н Адамов, по данным следствия, также повинен в том, что незаконно простил компании GNSS долг за поставленные и неоплаченные ядерные материалы на сумму 113 млн долларов.
Между американской и российской прокуратурами начался спор о том, кому же должен достаться Адамов. Американцы проиграли. И в канун Нового года, 31 декабря, экс-министра в режиме строжайшей секретности и безопасности привезли в Москву. 2006 год г-н Адамов встречал уже в «Матросской Тишине».
Полгода адвокаты безуспешно пытались оспорить правомерность его ареста. За это время экс-министр перенес три инфаркта. А в конце июня Верховный суд неожиданно отменил все решения нижестоящих инстанций и выпустил Евгения Адамова на свободу. Генпрокуратура не стала с этим спорить и вскоре передала дело экс-министра в Замоскворецкий райсуд, где вчера и начались предварительные слушания.
Эта стадия процесса по закону проходит в закрытом режиме, и журналистов в зал суда не допустили. Однако через час после начала процесса дверь распахнулась, и стали слышны громкие голоса о чем-то жарко спорящих между собой участников процесса. Оказалось, спорить действительно было о чем -- судья Юлия Новичкова предложила вернуть дело Адамова в прокуратуру. УПК позволяет суду самому выступить с такой инициативой, если «обвинительное заключение составлено с нарушением требований кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора на основе данного заключения».
Первым из зала суда вышел гособвинитель Генпрокуратуры Виктор Антипов. С мнением судьи он был категорически не согласен. «Такое решение необоснованно, -- сказал гособвинитель. -- Каким бы сложным дело ни казалось, надо начинать его рассматривать по существу, и тогда любая сложность окажется простой. И даже наш оппонент Адамов с нами согласился в том, что затягивать процесс не стоит».
Однако г-н Адамов был словами прокурора удивлен. «Наверное, он просто меня неправильно понял, или у меня что-то не в порядке с дикцией», -- посмеялся он. Экс-министр не стал вдаваться в детали своего обвинения и высказывать свою точку зрения по этому поводу, сославшись на то, что не хочет «оказывать давление на суд через СМИ». «Я буду вести себя так, как скажут мои адвокаты», -- добавил он уклончиво. Тут засмеялись защитники бывшего чиновника (а всего их у Адамова пять). «Что я слышу? Послушный Адамов, ну надо же!» -- иронизировал его адвокат Генри Резник. А по поводу дела его подзащитного г-н Резник сказал, что «если бы не суд, то защита сама поставила бы вопрос о возвращении материалов следствию». «Это дело не просто незаконно, оно было искусственно создано. И выполнять требования УПК по такому делу чрезвычайно тяжело», -- сказал адвокат.
Сегодня Замоскворецкий суд примет окончательное решение о том, возвращать или не возвращать дело Адамова в прокуратуру. Если решение окажется положительным, то у следствия будет пять дней на то, чтобы исправить все ошибки. Правда, за прокуратурой остается право обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции -- в Мосгорсуде, чем она скорее всего и воспользуется. Соответственно, начало процесса над г-ном Адамовым в таком случае отложится на неопределенный срок.
Екатерина БУТОРИНА