|
|
N°150, 22 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Туркменский фактор Януковича
Вашингтон лоббирует дешевый газ для Украины
Сегодня в Москву для переговоров с руководством «Газпрома» прибывает министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко. Новое украинское правительство во главе с Виктором Януковичем пообещало не допустить повышения в этом году цен на газ. На днях г-н Бойко заявил: «Существует около десяти факторов, определяющих цену, совокупность которых дает обществу уверенность, что мы удержим цену до конца года» (см. «Время новостей» от 21 августа). Все эти факторы определяются результатами переговоров Киева с Москвой и Ашхабадом -- главными поставщиками газа для Украины. В этом году для обеспечения газового баланса необходимо обеспечить поставки в страну еще 11 млрд кубометров газа. Если позиции «Газпрома», определившего, что российский газ не будет стоить меньше 230 долл. за тысячу кубометров, не изменятся (а оснований рассчитывать на это сегодня нет), то Киеву остается надеяться только на Ашхабад.
Среди названных главой минтопэнерго Украины «десяти факторов» туркменский играет чрезвычайно важную роль. Украинские интересы в Ашхабаде активно лоббирует Вашингтон (см. «ВН» от 10 июля), стремящийся убедить президента Ниязова отказаться от повышения для Украины отпускной газовой цены на туркмено-узбекской границе до 100 долл. за тысячу кубометров. Как стало известно «ВН», это было главной целью визита в Ашхабад 14 августа первого заместителя помощника госсекретаря США по вопросам стран Южной и Центральной Азии Стивена Манна и его переговоров с Туркменбаши. По сообщению туркменского официоза, «особой темой состоявшегося разговора стало сотрудничество в энергетической сфере», однако упоминаний о туркмено-украинских газовых сделках там нет.
Как свидетельствуют информированные туркменские источники, тема прямых поставок туркменского газа на Украину по цене 65--70 долл. за тысячу кубометров была основной в разговоре американского дипломата с туркменским вождем. «США поддерживают прямые и прозрачные механизмы реализации газа (Украине. -- Ред.), существовавшие в 2005 году», -- эти слова Стивена Манна были ключевыми в разговоре с Туркменбаши, утверждают источники «ВН». В 2005 году единственным оператором поставок туркменского газа на Украину была компания «Росукрэнерго», в схеме оплаты поставок полностью была исключена бартерная составляющая, имевшая место в предыдущие годы.
В разговоре с Туркменбаши никаких ссылок на «Росукрэнерго» не прозвучало, как, впрочем, не прозвучало и других деталей предложений, привезенных Стивеном Манном. Все это было передано вождю в письменной форме до начала переговоров. В официальном сообщении об итогах встречи было сказано о поддержке США стратегии Ашхабада по «созданию многовариантной трубопроводной системы для вывода туркменских энергоносителей на мировые рынки». В этом контексте упоминалась ветка трубопровода Корпедже -- Курт-куи в иранском направлении мощностью 8 млрд кубометров в год, единственная газовая магистраль, построенная в Туркмении в постсоветские годы. Туркменский официоз, не сообщая о поддержке американцами иранской ветки, поведал о «позитивном интересе США к проектам строительства новых газовых магистралей в афганском и китайском направлениях».
Скорее всего уверения Вашингтона в поддержке «китайского направления» экспорта туркменского газа не более чем дипломатический реверанс в стремлении сделать приятное Туркменбаши, который «радушно встретил своего высокого гостя». Они хорошо знакомы: Стивен Манн был послом США в Ашхабаде с 1998 по 2001 год. В начале 2001 года туркменский вождь на приеме в честь аккредитованного в Ашхабаде дипкорпуса дружески увещевал посла: «Стив, ну ты не прав, когда говоришь нам о своей демократии, ну признайся, что ты не прав...» Эти слова транслировались по туркменскому телевидению. Они, возможно, были намеком на тогдашнее сложное положение г-на Манна. Годы его работы в Ашхабаде ознаменовались усилением критики Вашингтона нарушений прав человека в Туркмении. При этом, как утверждают дипломаты и журналисты, работавшие тогда в Ашхабаде, г-н Манн готов был жениться на одной из туркменских гражданок.
Собеседники хорошо знают друг друга. Тем более удивительно, что Стивен Манн мог, как утверждают наши источники, предложить Туркменбаши малозначимые для него преференции со стороны США в обмен на уступку в цене на газ для Украины. Речь идет о возможности вывести Туркмению из списка стран, «вызывающих особое беспокойство» в связи с нарушениями религиозных свобод, составляемого ежегодно госдепом. А также приостановить действие поправки Джексона--Вэника в отношении Туркмении. Эта знаменитая поправка, ограничивавшая торговлю с СССР из-за ущемления права советских евреев на эмиграцию, была принята конгрессом США в 1974 году. И если для большинства постсоветских государств она уже отменена или ежегодно приостанавливается (как, к примеру, для России), то по отношению к Ашхабаду ее действие имеет реальные основания. Ныне в списке невыездных в Туркмении значится около 19 тыс. человек -- на 8 тыс. больше, чем в 2005 году. В это число не входит около 4 тыс. туркменских чиновников, выезд которых за рубеж запрещен даже на лечение или в отпуск без специального разрешения.
Данная информация получена «ВН» из информированных источников, близких к туркменскому правительству. В случае ее опубликования международными правозащитными организациями она окажется удобным инструментом в руках Вашингтона в его туркменской политике «кнута и пряника». Но угроза введения американских торговых санкций не слишком заботит Туркменбаши и вряд ли станет действенным аргументом Вашингтона. Для туркменского вождя гораздо реальнее потери, которые он понесет в случае уступки в цене на газ для Украины, -- тогда он не сможет требовать повышения цены для поставок своего газа в Россию и даже в Иран.
Пока же Туркменбаши ждет к себе в гости украинского премьера Януковича. И изучает формулу цены на газ, которую ему предложил «Газпром» в ходе недавних, окончившихся неудачей, переговоров по поставкам в Россию туркменского топлива.
Аркадий ДУБНОВ