|
|
N°150, 22 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На бреющем полете
Завершился «Джаз в саду «Эрмитаж»
Вопреки моему оптимистичному анонсу фестиваль в этом году был не одиннадцатым по счету, а девятым. И это не мудреные римские цифры меня так запутали -- действительно, кажется, будто фестивальная история идет на десятки. Впрочем, сам фестиваль продолжался три дня, дни было легко сосчитать, но вот всех участников -- нереально. Музыканты из разных стран, смешанные составы, экспаты и репатрианты -- на круг чуть ли не два десятка человек из разных стран, от Штатов до Израиля и Японии.
Новинка в организации -- отдельный ведущий на каждый день. Владимир Каушанский, маститый джазовый критик Владимир Фейертаг и главред портала jazz.ru Кирилл Мошков. Две четкие концепции в формировании программы: смешанные составы (наши плюс иностранцы) и «трибьюты» великим мастерам прошлого. Но обо всем по порядку.
Пятница. Народу мало, хотя погода хорошая. С точки зрения программы -- один из лучших дней. Очень мощный коллектив Ивана Волкова. Сам Волков, универсал из оркестра Олега Лундстрема, играет на множестве тростниковых духовых (бас-кларнет, сопрано и альт-саксофоны) и флейте. Следом за ними -- ростовский коллектив контрабасиста Адама Терацуяна под названием Hi Fly (почему наши джазмены так любят пресные англообразные названия?). «Полет» у коллектива профессора Терацуяна действительно высок (если такие ассоциации подразумевало название), правда вокалистка, которую некоторые сгоряча называют «русская Дайна Кролл», не слишком впечатляет. Приятна программа -- сет-лист состоит из вечнозеленых стандартов вроде Night and Day и притягательных авторских вещей. Удивляет кавер на Can't Bye Me Love -- симпатичный быстрый боп на основе наименее подходящей для джазовой переделки битловской темы. Собственно, от легкомысленной мелодии Леннона--Маккартни ничего почти не осталось, зато появилась скоростная тема саксофона. Но все это -- в нехорошем звуке, с размазанными басами. Как оказалось, это хроническая проблема фестиваля сего года. На выступлении итальянского пианиста Роберто Магриса и венгерского саксофониста Тони Лакатоша перегруз на контрабасе убрали, звук стал ощутимо лучше, прозрачнее.
Закрыли день Reunion. Этого коллектива я лично ждал с нетерпением. Более того, не случись на фестивале больше ничего хорошего, я бы считал его замечательным только из-за факта участия всех этих ребят -- американского пианиста Дейва Кикоски, русского американца Алекса Сипягина, саксофониста Донни Макказлина и нашей ритм-секции: Антона Ревнюка и Евгения Рябого. Они таки удовлетворили все эстетические запросы. Энергичные импровизации, филигранное фортепиано Кикоски, заливистая труба Сипягина, сочный сакс Макказлина, неуязвимая ритм-секция (определенно на нашей джаз-сцене все в порядке, а с ритм-секциями -- более чем в порядке). В аскетичное убранство сцены добавился трогательный дизайн-элемент: когда немного стемнело, осветитель играет светом -- солистов держит в «пушке», меняет цвет, и все такое прочее. Исполняли пьесы участников. Начали с пьесы Дейва Кикоски Winnie's Garden с альбома Дейва Five, на котором как раз солирует Сипягин. «Пьеса Кикоского» -- так представил этот номер Алекс. Музыканты находились в приподнятом настроении, до концерта бродили по саду, подкалывали друг друга и уговаривали звукорежиссера нормально отстроить звук. «Неужели он понял, что вы ему говорили?» -- спросил я Кикоски. «Не-а!» -- просиял пианист. Вот так они и играли -- несмотря ни на какой звук (хотя как раз на их выступлении все уже более или менее адекватно отстроили), драйв шел недетский.
Суббота. Прогноз погоды обещал, что дождя не будет до воскресенья. Как обычно, незримый синоптик немножко ошибся, и это «немножко» изменило многое. Мероприятие, которое анонсируется как отдыхательно-развлекательное, оказалось все же музыкальным, причем для настоящих любителей. Если не для фанатов, то для стойких перцев как минимум. Кстати о погоде -- в прошлые годы неизменно фигурировал коньячный спонсор, в этом году алкогольным и табачным производителям придумали новые запреты на спонсорскую деятельность. Не знаю, какой эффект оздоровления нации это даст, но с алкоголем на фестивале произошла настоящая засада: тех, кто хотел чего-то крепче пива, отправляли в ресторанчики, где искомый алкоголь продавали по неприличным ценам.
Но программа в субботу почти вся была яркой. Открыл день главный представитель джазовой молодежи последних лет, саксофонист Алексей Круглов (с гостем Олегом Грымовым, альт-саксофонистом оркестра Бутмана). Любопытным получился проект Виталия Головнева и японской пианистки Микки Хаяма с приглашенным Игорем Бутманом. Ну и никуда не уедешь без главной вокалистки последних лет Анны Бутурлиной.
Предсказуемо хорошим оказался саксофонист Гэри Томас. Полнокровный актуальный пост-боп. С ним играло трио пианиста Льва Кушнира, нашего замечательного виртуоза, который и тут блеснул, боюсь, даже ярче иностранного гостя. С этим составом играл опять-таки наш человек из-за океана -- контрабасист Виктор Двоскин.
Но завершился день, прямо скажем, не слишком креативно. Московский состав ESH, специализирующийся на бразильской музыке (только не надо навязших в зубах рассуждений о мультикультурализме тире антиглобализме), позвал настоящего бразильского мастера ударных и всяких смешных звучков Сильо де Карвалью. Все это было очень хорошо, профессионально, но предсказуемо. Да еще и с кашеобразным звуком. Несколько ужесточенных пьес великого Антониу Карлуша Жобима (Agua de beber, Chovendo na roseira) и собственный материал -- незатейливые мелодии в стиле «танцуйте-же-черт-вас-побери-это-ж-весело». Сильо прекрасно играл на перкуссии, использовал всякие, как того требует жанр, инструменты, издающие смешные звучки; по-научному такие инструменты называются обидным словом «идиофоны»). Бразильские идиофоны умиляют неподготовленного слушателя (когда подготовленный спасается бегством), и никаких сюрпризов -- людям явно понравилось.
Воскресенье. Сколь бы долгими ни были предыдущие два дня фестиваля, начинавшиеся в четыре-пять пополудни, а завершавшиеся не позже десяти вечера, но воскресенье по длительности и насыщенности переплюнуло всех. В этот день были представлены сразу две программы-посвящения. Коллектив саксофониста Александра Осейчука представил свое прочтение нетленных и милых любому уху пьес пианиста Хореса Силвера, а австрийский коллектив под названием Together (то бишь «Вместе». Интересно, почему тогда не Zuzammen?) подготовил оммаж легендарному саксофонисту Джулиану «Кеннонболу» Эддерли. Конферансье Кирилл Мошков несколько раз намекнул, что-де и великий Джулиан-пушечное-ядро был связан с Австрией, поскольку в его ансамбле играл австрияк. Намекал до тех пор, пока даже такие неэрудированные люди, как ваш корреспондент, не поняли, что речь идет о Джо Завинуле. Ну что ж, в выступлении Together завинуловского джаз-рока было мало, зато фанка Кеннонбола -- предостаточно.
Одними из последних на фестивале выступили вокалист Майлз Гриффит и квартет Олега Бутмана. Черный американец Гриффит -- представитель крайне притягательного, но совершенно нераспространенного у нас жанра, условно говоря -- свободной вокальной импровизации. Самые банальные примеры для сравнения -- Бобби Макферрин и Курт Эллинг. Кстати, тот же Эллинг как-то сказал: «Джазовое пение --- это как порнография. Что это такое, объяснить невозможно, но если увидите, сразу поймете -- оно». Как поет Гриффит, описать можно: чудесно поет. Много и смешно импровизирует, причем в дело идет все -- от несчастной Summertime до поп-хита 80-х Meet the Flinstones (от группы B 52's). И главное, нравится детям (они чуть не хоровод устроили) -- то бишь посетителям будущих «Эрмитажей».
Александр БЕЛЯЕВ