|
|
N°149, 21 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курильщики лишаются легких
Сигареты бывают только «тяжелыми» и «грубыми»
Семилетняя судебная война против крупнейших производителей табачных изделий в США завершилась очередной -- на этот раз информационной -- победой врагов курения. Окружной суд Вашингтона обязал табачных гигантов -- Philip Morris, British American Tobacco, Liggett и Lorillard Tobacco -- с 2007 года прекратить соблазнять местных курильщиков «легкими» и «мягкими» сигаретами.
Это означает, что с 1 января вне закона в Штатах окажутся сорта с надписями вроде low tar (с низким содержанием смол), light или lite (легкие), ultra light (сверхлегкие), mild (мягкие) и natural (натуральные). Как сообщило BBC, суд признал табачников виновными в сговоре с целью предоставления потребителям неверной информации о вреде курения. Кроме того, производители сигарет теперь обязаны публично извиняться перед потребителями в воскресных выпусках ряда общенациональных печатных изданий и на своих интернет-сайтах. Табачные компании должны будут рассказать всем о тех хитрых «мягких и легких» приемах, которыми они заманивали клиентов. А также им предписано развернуть собственную антирекламу -- на упаковках сигарет будут помещаться «корректирующие сообщения», извещающие потребителей об опасности курения. А по одному из трех общенациональных телеканалов в течение года раз в неделю будут транслироваться рекламные ролики продолжительностью не менее 15 секунд о вреде курения.
«Легкие» сигареты впервые появились в Америке в качестве пропаганды «более здорового курения» в 60-х годах. Сегодня американские табачные корпорации применяют такую маркировку для обозначения сигарет с пониженным содержанием смол (не более 15 мг). Однако, как решила судья Глэдис Кесслер, это оказалось лишь обманным маркетинговым ходом. «Обвиняемые десятилетиями публично отрицали, представляли в ложном свете и преуменьшали вред курения», -- цитирует постановление суда BBC.
Впрочем, проигравшим процесс компаниям удалось отделаться сравнительно легко: минюсту США все же не удалось выбить из табачных королей компенсацию в размере 280 млрд долл. на финансирование кампаний по борьбе с курением. Так что материальные затраты табачников сведутся к оплате судебных издержек в размере 135 млн долл. Для сравнения вспомним, что почти десять лет назад эти сигаретные корпорации были вынуждены выплатить американским штатам 246 млрд долл. на лечение подорванного курением здоровья граждан.
Это, однако, не мешает противникам курения праздновать победу: дело в том, что запрет «легкости», «мягкости» и «натуральности» кардинально перекроит всю структуру табачных продаж. Ведь сигареты запрещенных судом сортов сейчас составляют примерно 80% американского рынка. К тому же признание табачников виновными в обмане покупателей вполне может повлечь новые иски американских потребителей о возмещении их личного ущерба.
Однако решение вашингтонского суда распространяется лишь на США: в Европе, к примеру, для обозначения различной крепости сигарет еще применяют цветовые обозначения. Но пристрастившимся к никотину и тут все сложнее и сложнее: власти не гнушаются уколов в самые болезненные для европейцев места -- например, ограничивая курящих в праве на труд. В начале августа на территории Евросоюза вошла в силу юридическая норма, которая разрешает не брать на работу курильщиков.
Перманентная борьба с курением в США и странах ЕС и почти полный запрет на любую рекламу сигарет делают менее принципиальный российский рынок отдушиной для производителей табака. Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, которая вводит жесткие требования к содержанию никотиновых смол и других вредных веществ. В соответствии с ней, предупреждение о вреде курения на пачке сигарет должно занимать 30% поверхности упаковки. Сигареты, которые продаются в России, сигнализируют об опасности только 4% площади. Наших курильщиков чаще бьют рублем, чем запретами и ограничениями. Так, с нового года розничные цены на сигареты могут вырасти на 10--20%. Это связано с 30-процентной индексацией акцизных ставок на табачные изделия.
Юлия ХОМЧЕНКО