|
|
N°151, 23 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сруби сосну -- спаси осину
В США обеспокоены исчезновением лиственных деревьев
У нас осина считается едва ли не сорняком леса -- охотно растет на опушках, неудобьях, вырубках, практически на любых почвах и способна за несколько лет превратить в чащу любой свободный клочок земли. К тому же почти никакого экономического значения «проклятое дерево» не имеет, да и красотой особо не блещет. То ли дело, например, широколиственные вязы, клены, дубы или хотя бы обычная сосна -- деревья благородные и в хозяйстве полезные. Однако в американском штате Айдахо экологические власти всерьез озаботились спасением осины от вымирания. Чтобы уберечь ее, здесь даже пытаются вырубать хвойники, вытесняющие лиственные леса.
Возможно, забота экологов об осиновых зарослях объясняется тем, что для Айдахо это не самое типичное дерево: этот заштатный штат расположен на северо-западе страны, в Скалистых горах, где проще найти сосновые леса, чем лиственные рощи. В любом случае в местных национальных парках осину стараются беречь. Однако получается не очень: как отмечает AP, за последние сто лет число осин в Восточном Айдахо снизилось почти на две трети, а в «национальном лесу» Карибу-Тарги, где эти деревья некогда росли на 45% территории, сейчас осиновые рощи покрывают лишь 27% заповедной зоны.
Однако у биологов нет внятного ответа на вопрос, почему же «проклятые деревья» перестали выживать в этом штате. Эколог Дэйл Бартос заявил, что нечто «полностью убивает корневую систему» осин, и предположил, что причиной может стать какое-то заболевание. Отмечается также, что осины Айдахо перестали размножаться боковыми побегами. Бартос предположил, что нормальную жизнь осиновых рощ подорвала слишком тщательная охрана природы. Обычно каждые 30--50 лет лес страдал от пожаров, после чего уцелевшие деревья начинали активно размножаться побегами-отводками. Теперь, когда рощи горят редко, естественный ход событий оказался нарушенным.
Похожая ситуация сложилась и на востоке Америки, где ученых беспокоит быстрое вымирание ясеней. Но тут виновник хорошо известен -- это жук-сверлильщик, которого случайно завезли в США из Азии. Импортного вредителя ярко-зеленого цвета впервые обнаружили лишь в 2002 году в штате Мичиган, с того времени он распространился еще на несколько штатов и вызвал то, что в американской прессе уже успели назвать «ясеневой чумой».
Взрослые жуки питаются листьями и особого ущерба не наносят, тогда как их личинки прогрызают кору и живут внутри дерева, рано или поздно губя свой живой дом. При этом они отличаются завидным постоянством и живут только на ясенях, не трогая остальные виды. К настоящему моменту счет убитых личинками жука-иммигранта деревьев идет уже на десятки миллионов -- только в Мичигане, Огайо и Индиане сверлильщик погубил свыше 20 млн ясеней. Биологи пока не могут справиться с эти нашествием вредителей. В качестве охранительных мер предлагается карантин, призванный уберечь от заражения зоны, пока свободные от вредителей. Так, в Мичигане жителей призывают не перевозить из одного района в другой дрова для пикника, поскольку вместе с поленьями могут путешествовать и личинки зеленого сверлильщика. Кстати, именно таким образом они, по-видимому, и попали в США -- спрятавшись в деревянной таре от импортных товаров.
Китайское сальное наступление
Мощные ураганы, нанесшие в прошлом году гигантский ущерб побережью Мексиканского залива, не только превратили в озеро Новый Орлеан, но и, похоже, серьезно изменят облик лесов этого региона. Сильнейший ветер, сопровождавший визиты «Катрины» и «Риты», выкорчевал тысячи деревьев. Как подсчитали биологи, во время прошлогодних ураганов прибрежные леса потеряли 13,6 млн кубических метров древесины, сообщает сайт журнала Science. Такое, конечно, случалось и раньше: тропические бури терзают этот район из года в год. Но молодая поросль постепенно заполняла проплешины, леса возрождались. Теперь же скорее всего место традиционных для этой местности пород деревьев займут «чужаки», и старожилы через несколько лет могут просто не узнать родные рощи.
Здешние леса состоят в основном из теплолюбивых лиственных пород, например вязов, дубов, рябин, амбровых деревьев. Однако теперь у коренной фауны появился сильный конкурент -- китайское сальное дерево, которое обыгрывает «аборигенов» практически всухую. Оно крайне неприхотливо, очень быстро растет и буквально за три года проходит путь от семечка почти до взрослого растения, способного размножаться. Плюс к тому этим «новичком» брезгуют американские вредители, которые привыкли селиться на более привычных породах деревьев. Все это приводит к тому, что на любой пустоши китайское сальное дерево в самые краткие сроки вытесняет всю остальную растительность.
Эта заграничная зараза впервые появилась в США благодаря известному ученому и политику Бенджамину Франклину, который попытался разводить сальное дерево в качестве экзотического растения. Однако долгое время эта порода деревьев, которая в природных условиях встречается лишь на востоке Азии, в Америке была редкостью. Но в начале прошлого века ее начали сажать в южных штатах: сальное дерево попытались использовать в качестве дикорастущей масличной культуры. Хозяйственное использование этих зарослей, по-видимому, не задалось, однако изничтожить эту породу уже не удается.
Сейчас китайское сальное дерево в Штатах, как правило, считают злостным сорняком. Местные сельскохозяйственные ведомства даже выпускают особые инструкции для садоводов, посвященные тому, как избавиться от этой заразы на своем участке. Лишь тщательная прополка, выкорчевывание и применение сильных гербицидов позволяют вытеснить «иммигранта» за ограду земельного надела, но в местных влажных лесах эти деревья чувствуют себя великолепно, особенно там, где ураган выкосил старые деревья. Как отмечает биолог Уильям Платт из университета штата Луизиана, китайское сальное дерево в скором времени станет основной породой в лесах южного побережья США.
Владимир ДЗАГУТО