|
|
N°149, 21 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хозяева горы
Чилийцы испытывают медь на прочность
Чилийские шахтеры взбудоражили мировой медный рынок. Требуя увеличения зарплаты и компенсаций, они устроили забастовку, в результате которой цены на металл пошли вверх. В пятницу руководство крупнейшей в мире медной шахты Escondida (57,5% акций принадлежит британо-австралийской BHP Billiton) закрыло предприятие из-за непрекращающейся забастовки рабочих, сообщили зарубежные агентства. Однако в субботу под влиянием правительства Чили руководство шахты все же было вынуждено пойти на переговоры с бастующими.
Одно из основных требований профсоюзов шахты, организовавших 7 августа забастовку, в которой приняло участие более 2 тыс. человек (97% от общего числа рабочих), -- выплата премии по 30 тыс. долл. на человека и увеличение заработной платы на 13%. Свои требования шахтеры мотивировали существенным повышением цены на медь за последние два с половиной года, со времени последнего подписанного общего контракта с работодателем, устанавливающего размер оплаты труда. За этот период цены на медь выросли в пять раз (с 1500 до 7500 долл. за тонну), а весной этого года достигли исторического максимума -- почти 9 тыс. долларов.
За первые три дня с начала забастовки на Escondida, на долю которой приходится 8% мирового производства меди, цены поднялись на 3%, до 8015 долл. за тонну. Впрочем, почти сразу началась коррекция. На российских производителей («Норильский никель», УГМК и Русская медная компания) закрытие Escondida едва ли могло бы оказать заметное влияние, поскольку у них есть собственные рынки сбыта.
Руководство BHP закрыло шахту, заявив, что считает требования бастующих незаконными, и отказалось от ведения переговоров. В BHP Billiton заявили, что зарплата рабочих этой шахты значительно превышает уровень зарплаты в целом по компании. Между тем в результате забастовки за полторы недели добыча руды на Escondida сократилась почти вполовину. Поэтому в субботу руководство шахты, в том числе под влиянием правительства Чили, все же было вынуждено пойти на переговоры с забастовщиками. В результате, в частности, руководство Escondida предложило компромисс -- повышение зарплаты рабочим на 3%, годовой бонус 15 тыс. долл. и мягкие условия кредитования за счет компании.
Вчера переговоры продолжились, но на момент подписания номера к печати их итоги еще не были известны. Впрочем, уже в субботу руководство шахты выразило надежды, что с начала недели работа на Escondida возобновится.
Анна ЛАНДЕР