Время новостей
     N°149, 21 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.08.2006
Литва угрожает закрыть дорогу в Калининград
Литва грозит России перекрыть железную дорогу на Калининград, если поставки нефти на Mazeikiu Nafta по нефтепроводу «Дружба» не будут восстановлены. Об этом заявил в пятницу секретарь МИД Литвы Альбинас Янушка во время встречи с временным поверенным посольства России в республике Дмитрием Цветковым, передает BNS со ссылкой на источник. По словам источника, Литва уже предупредила Россию о том, что ремонтные работы на наиболее изношенных участках транзитной железной дороги могут начаться в ближайшее время. В связи с этим движение пассажирских поездов может быть ограничено, а перевозка некоторых грузов, в том числе и военных, сведена к минимуму. В субботу о возможности закрытия калининградской трассы заявил и президент Литвы Валдас Адамкус. Правда, он отметил, что если ремонт и будет проводиться, то никак не ради политического давления, а лишь из соображений безопасности поездов и пассажиров, следующих по территории Литвы. «Не вижу в этом повода для повышения политической напряженности, -- цитирует его слова Интерфакс. -- Литва постарается сохранить с Россией хорошие деловые отношения».

Поставки нефти на Mazeikiu Nafta прекратились 29 июля после аварии на участке Унеча--Полоцк в системе нефтепроводов «Дружба». В результате аварии образовалось нефтяное пятно площадью 340 кв. метров. Хотя поврежденный участок был заменен, а растекшаяся нефть убрана, объем прокачки по трубопроводу был существенно сокращен. При этом некоторым потребителям, в том числе Mazeikiu Nafta, в поставках вовсе было отказано. Восстанавливать прежний объем прокачки «Транснефть» пока не собирается. Недавно президент компании Семен Вайншток заявил, что, возможно, придется вообще отказаться от эксплуатации этой системы, поскольку «срок годности» труб на «Дружбе» истек 12 лет назад, а металлы, из которых они были изготовлены, в настоящее время запрещены.

Сейчас нефть на Мажекяйский НПЗ поступает морем через входящий в комплекс нефтеналивной терминал Бутинге, что, по мнению экспертов, увеличивает цену каждой тонны нефти на 8 евро. Это вызывает недовольство не только Литвы, но и польской PKN Orlen, которая почти стала владельцем 84,4% Mazeikiu Nafta, договорившись в мае--июне этого года с ЮКОСом и правительством Литвы о выкупе принадлежащих им долей комплекса. После прекращения поставок трубопроводной нефти на завод поляки всерьез задумались о том, не отказаться ли им от сделки, пока деньги за акции еще не уплачены (договор на покупку комплекса предусматривает такую возможность в случае падения цены актива).

Похоже, именно этого добивается российская сторона, приступившая к дележу активов обанкроченного ЮКОСа и, судя по всему, не простившая литовским властям продажу Mazeikiu польской компании. Отказ PKN Orlen от сделки позволит выставить мажекяйский комплекс на повторные торги, причем с существенным дисконтом из-за отсутствия надежных поставок нефти. Единственное, что остается Литве, -- оказывать изощренное политическое давление на Москву с целью активизации ремонтных работ на нефтепроводе «Дружба», а PKN Orlen -- искать альтернативные источники нефти. Специалисты отмечают, что такую альтернативу может дать давний претендент на Mazeikiu Nafta -- «Казмунайгаз». Для польской компании это был бы наиболее выгодный вариант, однако вряд ли он утроит российскую сторону, да и в «Казмунайгазе» отрицают факт переговоров с PKN Orlen о поставках нефти.

Анна ГОРШКОВА
//  читайте тему  //  Россия и Прибалтика