|
|
N°149, 21 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Доходчиво о расходах
Министр финансов России решил научно обосновать опасность излишней траты нефтедолларов
Министр финансов России Алексей Кудрин, так и найдя понимания у коллег по правительству в вопросе снижения расходования нефтяных сверхдоходов, решил искать союзников в среде научной общественности. Попытку обосновать необходимость расчета ненефтегазового бюджета и фиксированных отчислений в бюджет доходов от этой отрасли он предпринял в статье в августовском номере журнала «Вопросы экономики», который сегодня должен появиться на прилавках печатных киосков.
Кандидат экономических наук, профессор Кудрин, анализируя опыт зарубежных стран, прежде всего Норвегии и Казахстана, доказывает, что Россия сегодня чрезмерно полагается на непредсказуемые нефтегазовые доходы. И предлагает ограничить их использование за счет большего отчисления в стабилизационный фонд или создания нефтегазового фонда.
При этом министр и ученый считает целесообразным планирование бюджета на основе разделения доходов на сырьевые и несырьевые, характеризуя такой метод управления бюджетными рисками как наиболее адекватный. «Применительно к России следует особо выделять нефтяные доходы и поступления от газовой отрасли, поскольку цены на нефть и газ довольно тесно взаимосвязаны», -- пишет г-н Кудрин.
Необходимость раздельного планирования министр объясняет среди прочего тем, что так лучше видна зависимость российской экономики от нефтегазовых цен, которые с определенной цикличностью всегда были подвержены сильным колебаниям. В последние годы зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов значительно выросла. По оценке главы Минфина, в 2002 году она составляла 23,4%, в 2005-м -- 45%. Сегодня же, судя по заявлению министра на заседании правительства в минувший четверг, эта зависимость превышает 50%.
Алексей Кудрин опасается, что подобная ситуация в долгосрочной перспективе может грозить российскому бюджету потрясениями. В статье приводятся данные, согласно которым цена на нефть с 1985 по 1986 год упала более чем в два раза: с 50 долл./барр. (в ценах 2004 года с учетом инфляции доллара) до 24 долл./барр. Если бы подобный перепад цен произошел в 2006 году, то потери бюджета составили бы 55 млрд долл. (около 1,5 трлн руб.), подсчитал министр. Понятно, что тогда вряд ли кто смог бы даже заикнуться о повышении зарплат бюджетникам в полтора раза до 2009 года или о реализации национальных проектов, на что, напомним, в бюджете 2007 года выделено 206 млрд руб. (Более того, стало как-то забываться, что именно падение цен на нефть было основной причиной краха советской экономики и последующего распада Советского Союза.)
Общий подход к решению проблемы г-н Кудрин видит «в равномерном распределении бюджетных доходов, получаемых от природных ресурсов на протяжении всего периода их эксплуатации: полное или частичное сбережение сырьевых доходов в периоды интенсивной разработки недр и высоких цен на сырье и использование сбережений при сокращении добычи или падении цен». «Сбережение нефтегазовых доходов дает возможность поддерживать стабильный уровень государственных расходов и, соответственно, долгосрочную макроэкономическую стабильность», -- пишет глава Минфина. И в связи с этим высказывается за формирование новой методологии бюджетного планирования с использованием понятия «ненефтегазового баланса бюджета».
Сегодняшнее положение вещей, когда в стабилизационный фонд (он был сформирован в 2004 году) направляется лишь часть нефтяных доходов, а газовые целиком уходят в бюджет, министра не устраивает. «Механизм его (стабфонда. -- Ред.) функционирования не в полной мере обеспечивает аккумулирование конъюнктурных доходов бюджета. В этот фонд в соответствии с действующим законодательством поступают НДПИ и вывозные пошлины на нефть, а налоги на прибыль нефтегазового сектора в него не зачисляются. Они остаются в бюджете и могут быть направлены на финансирование расходов». По убеждению г-на Кудрина, в этих условиях механизм стабилизационного фонда «сглаживает возможные колебания бюджетных параметров, но не устраняет их полностью». Иными словами, министр предлагает изъять из бюджета все доходы от природной ренты и управлять ими в особом режиме. «Обычные» же доходы (в виде НДС, подоходного налога, социальных отчислений) нефтегазовой отрасли останутся в бюджете.
Алексей Кудрин уверен, что текущий уровень бюджетных расходов, независимо от предположений о базовых ценах на нефть и газ, является завышенным, а потребность бюджета в сырьевых средствах в среднесрочной перспективе возрастает. «Прогнозируемые более низкие цены на нефть и другие объективные факторы свидетельствуют о необходимости сокращать масштабы использования нефтегазовых доходов», -- уверен г-н Кудрин. И тут же дает ответ на вопрос, до какого уровня сокращать. Согласно приведенным в статье вычислениям, бюджет должен пополняться доходами от нефтегазового сектора в объеме, не превышающем 2,8% ВВП (ориентировочный уровень в бюджете 2006 года -- 5,4% ВВП). На взгляд министра, «именно эту величину начиная с 2010 года целесообразно зафиксировать в качестве ориентира нефтегазового трансферта в бюджет».
Вопрос, куда девать остальные нефтегазовые доходы, для Алексея Кудрина предельно ясен. На его взгляд, существует лишь два возможных варианта. Первый заключается в том, чтобы на базе действующего законодательства более полно аккумулировать конъюнктурные нефтегазовые доходы в стабилизационном фонде. Второй возможный вариант предполагает создание нефтегазового фонда, в который направлялись бы все нефтегазовые доходы. Ограниченные трансферты в бюджет из нефтегазового фонда должны постепенно замещаться доходами от инвестирования средств фонда. При этом г-н Кудрин, отталкиваясь от базового варианта прогноза цен на нефть Агентства энергетической информации США, уже подсчитал доходы, которые может получить казна от такого рода инвестирования. При размещении денег фонда под 4% годовых доход к 2015 году составит почти 60% от фиксированного нефтегазового трансферта в бюджет в размере 2,8% ВВП, а к 2020 году -- уже около 90%. При этом объем нефтегазового фонда к 2015 году может составить 48,5% ВВП России, а к 2020 году -- свыше 70%.
Михаил ВОРОБЬЕВ