|
|
N°200, 30 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Такое вот кино
Известному автору боевиков прислали из Казахстана настоящее уголовное дело
Генпрокуратура Казахстана передала в Россию материалы о привлечении к уголовной ответственности медиамагната, владельца издательского дома «Провинция», известного киносценариста и продюсера Бориса Гиллера (на снимке). По версии казахских следователей, он может быть причастен к убийству своего делового партнера Александра Рыбкина. Непосредственных исполнителей преступления сейчас судят в Алма-Ате, Гиллер же, как гражданин России, не может быть выдан властям Казахстана. Сам предприниматель считает это дело надуманным и усматривает в нем политические мотивы.
Впервые о Борисе Гиллере заговорили после того, как он написал сценарий к одному из первых перестроечных боевиков о мафии («Криминальный квартет»). Позже он участвовал в качестве продюсера и сценариста в создании таких фильмов, как «Американская дочь», «Кавказский пленник». Одним из последних творений г-на Гиллера стал боевик «Чек».
Впрочем, больше предприниматель известен не как деятель кинематографа (хотя, по данным СМИ, он входит в тридцатку самых видных его российских представителей), а как крупный владелец всевозможных средств информации. До последнего времени медийный бизнес г-на Гиллера был в основном сосредоточен в Казахстане, где ему принадлежали холдинг «Караван», выпускавший ряд газет и журналов, и телеканал «КТК».
В 1999 г. предприниматель продал все свои казахские СМИ. Позже он объяснил, что его просто вынудили это сделать перед президентскими выборами в республике. Бизнесмен перебрался в Россию и уже тут начал строить новую медиаимперию. В частности, он вложил деньги в издательский дом «Провинция» (г-н Гиллер его президент), выпускающий на данный момент около 30 региональных газет, общий тираж которых превышает 1 млн экземпляров.
И вот, как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» пресс-секретарь генерального прокурора Казахстана Булат Ережепов, представители его ведомства направили в Россию материалы для привлечения Бориса Гиллера к ответственности «за организацию преступной группы».
Суть обвинений такова. Летом прошлого года несколько преступников забили насмерть у своего дома в Алма-Ате Александра Рыбкина, бывшего заместителя Гиллера по «Каравану». Вскоре удалось задержать четырех подозреваемых, среди них оказался и бывший телохранитель Гиллера, некто Александрин. На предварительном следствии, как утверждают в генеральной прокуратуре Казахстана, Александрин признался, что с ними действовал еще один охранник предпринимателя (он в свое время перебрался следом за шефом в Москву) -- Игорь Воротягин, и все, что они делали, делали «в интересах Гиллера».
По версии следствия, несколько партнеров медиамагната по казахскому бизнесу задолжали ему крупные суммы, в частности Рыбкин -- 500 тысяч долларов. Тогда, по словам Булата Ережепова, Гиллер решил «выбить» деньги, для чего и привлек своих телохранителей -- бывшего и нынешнего. В случае же с Рыбкиным охранники хотели его просто проучить, но перестарались.
Еще в феврале этого года прокуратура Казахстана попросила российских коллег помочь получить информацию от Гиллера. А в июне в Алма-Ате начался суд над задержанными, но довольно быстро дело отправили на доследование. Вновь слушания возобновились уже в октябре, и теперь, по словам г-на Ережепова, арестованные на суде подтвердили, что работали на Гиллера. Как утверждает пресс-секретарь генпрокурора Казахстана, в начале октября сотрудники его ведомства направили российской стороне материалы, где просят привлечь к ответственности Гиллера и Воротягина, поскольку оба они являются гражданами России.
Сам Борис Гиллер, который сейчас находится вне России, все попытки корреспондента газеты «Время новостей» получить комментарии воспринимал воинственно, обещая проблемы со своими юристами. «Надо быть полным идиотом, чтобы не понимать, что это политический заказ... Посмотрите, о чем и с кем вы говорите: я «заказывал» убийство и я же организатор убийства. Это же бред, его я комментировать не могу», -- твердил г-н Гиллер. Даже факт обращения к нему с просьбой прокомментировать действия казахской прокуратуры предприниматель расценил как «чей-то заказ».
Александр ШВАРЕВ