|
|
N°200, 30 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воспитание казнью
Дума склоняется к ужесточению наказания для наркоторговцев
В комитет Госдумы по законодательству поступило уже 14 законопроектов, касающихся изменения меры уголовной ответственности за распространение наркотиков. В большинстве этих документов, разработанных депутатами и региональными законодательными собраниями, речь идет об ужесточении наказания вплоть до смертной казни или пожизненного заключения. И вчера на слушаниях в Думе парламентарии обсуждали, какой именно вариант стоит вынести в качестве поправок к действующему УК.
Выяснилось, что многие депутаты и эксперты согласны с оценкой правительства и склонны считать темпы распространения наркомании угрожающими для национальной безопасности. «Я считаю, что ситуация в стране катастрофическая, -- уверен заместитель комитета по безопасности депутат Михаил Гришанков. -- Когда получаешь тысячи писем от матерей наркоманов, можно потерять терпение». Г-н Гришанков однозначно выступил за ужесточение наказания для наркоторговцев. Эту идею тут же поддержали и развили другие законодатели. Так, например, Владимир Лысенко высказался за введение смертной казни за это преступление, назвав при этом высшую меру наказания не карательной, а скорее воспитательной. «Ввести смертную казнь необходимо хотя бы временно, -- пояснил г-н Лысенко, -- в качестве шоковой терапии в нашем праве».
Однако у такой позиции есть и противники, считающие, что реакция властей на рост наркомании слишком истерична. Так, например, депутат-правозащитник Юлий Рыбаков и поддержавший его главный подростковый нарколог Москвы, президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков полагают, что проблема наркомании искусственно раздувается. По их словам, реальные цифры говорят о том, что сейчас для общества гораздо большую опасность представляет алкоголизм: всего 0,8% преступлений совершаются в состоянии наркотического опьянения, тогда как 22,6% приходится на «пьяный» криминал. Сторонники г-на Рыбакова даже называют нынешнее законодательство слишком строгим, поскольку оно позволяет при желании приравнять наркомана к наркоторговцу и не предусматривает принудительное лечение в качестве альтернативы наказанию.
За сохранение действующих норм наказания выступают сегодня единицы. Так, например, по мнению научного сотрудника НИИ прокуратуры, доктора юридических наук Татьяны Боголюбовой, проблема сегодня в том, чтобы правильно применять уже имеющийся уголовный кодекс. Согласно статистике в 2000 году только 40% обвиняемых в распространении наркопрепаратов были приговорены судами к лишению свободы. Да и до суда (в стране, где количество наркоманов исчисляется сегодня миллионами, а количество наркодилеров -- десятками тысяч) дошло всего около 100 дел.
Ирина БЕЛАШЕВА