Время новостей
     N°148, 18 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2006
Русские дети Герхарда Шредера
Экс-канцлер Германии стал многодетным отцом
В семействе Герхарда Шредера очередное прибавление. В последние дни соседи, живущие рядом с его домом в элитном квартале Ганновера Цоо, с удивлением наблюдали, как экс-канцлер Германии и его супруга Дорис Шредер-Кепф прогуливаются с детской коляской. А вчера бульварная газета «Бильд» сообщила, что чета Шредер усыновила мальчика-сироту из Санкт-Петербурга, не достигшего еще и годовалого возраста. Очевидцы утверждают, что у малыша чудесные пухлые щечки и темные волосы. Личный секретарь экс-канцлера Марианне Дуден предпочла не сообщать никаких новых сведений о пополнении семьи своего начальника. «Я не опровергаю, но и не отрицаю», -- заявила она репортерам.

Теперь Шредеры будут воспитывать троих детей. Для 15-летней дочери Клары, которую Дорис родила в предыдущем браке, экс-канцлер является таким же приемным отцом, как и для теперь уже пятилетней Виктории. Эта девочка также родом из Санкт-Петербурга и в семью Шредер попала ровно два года назад -- в середине августа 2004 года.

Тогда Герхард Шредер возглавлял кабинет министров, и его неожиданное новое отцовство мгновенно стало предметом для обсуждения и даже осуждения -- главным образом в стане политических противников тогдашней «красно-зеленой» коалиции. Дело в том, что в Германии в соответствии с существующими юридическими нормами человеку в таком возрасте крайне тяжело (если не сказать -- невозможно) пройти процесс усыновления или удочерения, который порой растягивается на несколько лет.

Герхард Шредер в одном из интервью два года назад пояснил свою позицию достаточно просто. «Те, у кого есть место в сердце и доме, должны были подумать о том, не хотят ли и они принять в свою семью на воспитание ребенка, -- сказал он. -- Есть много детей, которым можно дать лучшую перспективу, чем та, которая у них есть». Супруга Шредера на общественных началах курировала целый ряд международных детских проектов, в том числе и германо-российские.

Тем не менее по немецким законам шансов стать приемными родителями у 62-летнего Герхарда и 43-летней Дорис не было. Об этом нашему корреспонденту рассказала Юлия Цигер из находящегося в небольшой альпийской деревушке под Штутгартом объединения «Будущее для детей», которое оказывает посреднические услуги в усыновлении и удочерении детей из России и стран Восточной Европы. «Этим вопросом в Германии занимается ведомство по делам молодежи, -- рассказала г-жа Цигер. -- Принято, что с претендентами на право стать приемными родителями старше 35 лет здесь вообще никто не разговаривает. Так что у г-на Шредера в Германии был бы гарантированный отказ. Возрастной ценз является очень важным условием, в данном случае даже материальная сторона не столь важна».

Сам процесс усыновления или удочерения занимает не менее трех-четырех лет. Германия является европейским чемпионом по сложности этих бюрократических процедур. И именно по этой причине немцы в поисках приемных детей так охотно обращаются за рубеж. По официальной статистике, в 2004 году в Германии были усыновлены или удочерены 5064 ребенка. Тенденция при этом такова: с 1994 года это число снизилось на 40%. Из 1184 детей-иностранцев в прошлом году было 225 россиян.

Во что обходится немецкой семье усыновление ребенка из России? Юлия Цигер называет сумму 20 тыс. евро. Сюда входит оплата всего комплекса расходов, связанных с поездками будущих родителей в Россию, оплатой государственных сборов, перевода документов и т.п.

В последнее время иностранным гражданам, и немцам в том числе, становится все сложнее взять в свою семью российских детей-сирот. «Дело в том, что официальные инстанции в России отказываются сотрудничать с негосударственными обществами и агентствами по посредничеству в усыновлении и удочерении, -- рассказала г-жа Цигер. -- Таким образом, с Россией в этом направлении становится работать все сложнее». По словам г-жи Цигер, все больший интерес немцы стали проявлять к детям из Казахстана.

Юрий ШПАКОВ, Берлин