|
|
N°148, 18 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правильно и невыполнимо
Центробанк решил побить инфляцию крепким рублем
Российское правительство вчера одобрило кредитно-денежную политику на 2007 год, представленную Центральным банком. Своей основной задачей регулятор видит удержание инфляции путем более быстрого укрепления курса рубля. Эксперты считают эту программу ЦБ предсказуемой и в целом правильной, но при этом вряд ли выполнимой.
О том, какую кредитно-денежную политику намерен проводить регулятор, руководители Центробанка рассказывали много раз. Например, еще в конце прошлого года, выступая в Госдуме, глава ЦБ Сергей Игнатьев говорил о постепенном снижении участия своего ведомства в курсовой политике, о «режиме управляемого плавающего курса». Тогда же г-н Игнатьев обещал для обуздания инфляции укреплять реальный курс рубля более быстрыми темпами. Такие же тезисы содержатся и в одобренной вчера программе. Центробанк намерен минимизировать свое участие в курсообразовании. В то же время, как говорится в документе, «курсовая политика будет проводиться в рамках режима управляемого плавающего валютного курса».
«То, что ЦБ намерен меньше вмешиваться в установление курса рубля, это очень хорошо, -- говорит заместитель начальника аналитического управления ИК «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев. -- Однако, принимая во внимание огромный объем валютной выручки, единственным покупателем которой является ЦБ, рассчитывать на невмешательство регулятора нельзя».
Об огромном объеме валюты в «закромах Родины» свидетельствует статистика. Золотовалютные резервы России с 4 по 11 августа увеличились более чем на 10,1 млрд долл. и достигли 277 млрд долл., что стало рекордным приростом за всю историю страны.
Решение Центрального банка сделать упор на сдерживание инфляции собеседники «Времени новостей» считают абсолютно верным, но при этом едва ли выполнимым. «Если бы ЦБ обладал большей независимостью и возможностью полностью регулировать инфляцию, то мог бы добиться значительного снижения роста цен, -- полагает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. -- Укрепление курса национальной валюты ведет к заметному снижению инфляции. Например, рост номинального курса на 3--4% дает снижение инфляции на один процентный пункт». Более критичного мнения придерживается главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. По его мнению, трудно сдерживать инфляцию, оперируя лишь валютным курсом.
Все собеседники газеты единодушны во мнении, что задачи, которые ставит Центральный банк в своей программе, трудновыполнимы. В первую очередь -- из-за очень большого положительного сальдо торгового баланса и увеличения расходных статей бюджета. «Власти ставят взаимоисключающие задачи -- слабый рубль, чтобы не обидеть отечественных производителей, увеличить расходы бюджета перед выборами и при этом удержать инфляцию», -- говорит г-н Моисеев. Примечательно, что вчера после обсуждения параметров бюджета на 2007 год глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что расходы «могли бы быть меньше». Тем не менее расходы государства остаются высокими и постоянно растут.
Прекрасно понимая свою полную зависимость от внешней конъюнктуры и политических предпочтений правительства, Центробанк благоразумно решил снять с себя ответственность за то, насколько вырастет реальный эффективный курс рубля в будущем году. Как говорится в документе, «количественные оценки возможного повышения реального эффективного курса рубля в 2007 году лежат в достаточно широком диапазоне (от 0 до 10%)». Как известно, прежде от ЦБ требовали медленного укрепления национальной валюты, опасаясь ослабления из-за этого конкурентоспособности российских товаров. Между тем, по мнению всех собеседников «Времени новостей», негативное влияние сильного рубля на отечественных производителей преувеличено: наши компании больше страдают от роста инфляции, чем от роста курса рубля.
Именно потому, что бюджетные расходы будут увеличены, а слишком сильному укреплению рубля будут противиться производители, вполне возможно, что прогнозам относительно уровня инфляции (6,5--8%) сбыться не суждено. «Это ожидание выглядит слишком завышенным», -- полагает г-н Лисоволик. Евгений Гавриленков еще более пессимистичен: «В России первична бюджетная политика, а ЦБ приходится подстраиваться под нынешнюю конъюнктуру, поэтому очень редко прогнозы регулятора сбываются. Впрочем, проводить какую-либо другую политику ЦБ в нынешней ситуации не в состоянии».
Наталья РОМАНОВА