|
|
N°148, 18 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перепись конституции
Чечня последней в России откажется от всенародных выборов главы региона
На начало сентября нынешнего года намечен созыв конституционного собрания Чечни, которое должно будет привести основной закон республики в соответствие с федеральным законодательством. Об этом в среду сообщил спикер нижней палаты парламента Чечни Дукваха Абдурахманов.
Напомним, нынешняя конституция Чечни существует всего три с небольшим года. Она была принята на референдуме в марте 2003 года, и в ней, как и в остальных конституциях российских республик, был закреплен принцип всенародной выборности главы региона. Осенью 2004 года, сразу после трагедии Беслана, Владимир Путин предложил кардинально изменить систему формирования региональных органов власти, заменив всенародные выборы руководителя на его избрание членами регионального законодательного собрания по представлению главы государства. Все республики в составе России уже изменили свое законодательство, и Чечня остается на сегодняшний день единственным регионом, где по закону президент все еще избирается напрямую: для начала процедуры изменения основного закона был необходим парламент, а он появился в Чечне только в ноябре 2005-го. Спустя почти девять месяцев после избрания депутаты приготовились переписывать конституцию.
Закон о конституционном собрании парламент Чечни принял еще в мае нынешнего года. В собрание должны войти все депутаты, президент, глава правительства, председатель Верховного суда и другие представители ветвей власти, а также «авторитетные люди» -- представители общественности, отбирать которых в итоге все равно будет республиканская власть. Всего членов собрания будет 125 -- это означает, что большинство из них в любом случае войдет туда по должности, обеспечив самим себе надежное лояльное большинство.
По словам Дуквахи Абдурахманова, конституционное собрание будет «вносить поправки в 4--7-ю главы» основного закона. Это разделы, которые определяют общие принципы формирования и функционирования высших органов республиканской власти: 4-я глава посвящена президенту, 5-я -- парламенту, 6-я -- органам исполнительной власти, 7-я -- судебной системе, прокуратуре, адвокатуре и нотариату.
Дукваха Абдурахманов не скрывает, что главное изменение коснется президента и парламента: «Глава республики в Чечне по республиканской конституции избирается всенародным голосованием, что противоречит федеральному закону, по которому глава субъекта избирается парламентом по представлению президента страны». Спикер палаты предполагает, что в конституции может быть также закреплен принцип, согласно которому кандидатуру главы Чечни будет предлагать партия, собравшая большинство голосов на парламентских выборах. То есть "Единая Россия", региональное отделение которой возглавляет премьер-министр и фактический руководитель республики Рамзан Кадыров.
Для перемены конституции требуется две трети голосов членов конституционного собрания. В планах парламентариев -- упрощение схемы внесения поправок: г-н Абдурахманов рассчитывает, что члены собрания разрешат депутатам самостоятельно менять текст основного закона. Впрочем, для этого потребуется пересмотреть 9-ю главу конституции, регламентирующую режим поправок. Там значится, что конституционное собрание может напрямую редактировать только упомянутые выше главы с 4-й по 7-ю. В отношении других разделов формулировка весьма неясна, но предполагается, что собрание должно вынести их на референдум. Неприкосновенными остаются лишь главы с 1-й по 3-ю -- они касаются основ конституционного строя, перечня прав и свобод человека и гражданина, государственного устройства. «В этих разделах заложены святые истины, и никто не должен касаться этих вопросов», -- сказал г-н Абдурахманов.
При этом очевидно, что механизм правки остальной части конституции является второстепенным вопросом по сравнению со способом избрания главы республики. Характерно, кстати, что спикер палаты избегает термина «президент»: вполне возможно, Чечня вслед за Северной Осетией сменит президента на более скромного «главу». Интересно, что идею такой терминологической замены еще несколько лет назад высказал глава Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов. Парадоксальным образом после досрочной отставки г-на Магомедова в феврале этого года и роспуска Госсовета Дагестана в дагестанской конституции впервые появился президент. В то же время двухпалатный парламент Чечни конструировался, в сущности, по образцу Дагестана, где Госсовет был своеобразной верхней палатой. К тому моменту, когда парламент в Чечне наконец появился, Дагестан во всю работал над упразднением Госсовета. В свою очередь чеченские парламентарии тоже почти сразу заявили о необходимости слияния двух палат в одну. В этом случае автор идеи г-н Абдурахманов скорее всего превратится из спикера нижней палаты в главу единого законодательного органа. Вполне вероятно, что сентябрьское собрание разрешит и этот вопрос.
Но и столь важные вопросы государственного устройства не составляют, похоже, главной интриги чеченской конституционной реформы. Многие аналитики предполагают, что после достижения чеченским премьер-министром Рамзаном Кадыровым 30-летия в октябре этого года измененный в сентябре основной закон будет сразу же применен к нему и президенту Алу Алханову. В Москве и Грозном упорно циркулируют слухи о возможной досрочной отставке Алу Алханова и последующем президентстве Рамзана Кадырова. Сам Алу Алханов говорит, что избран на четырехлетний срок и будет исполнять свои обязанности до тех пор, пока ему доверяют избиратели и федеральные власти. Рамзан Кадыров всячески отрицает свои президентские амбиции, а на днях в одном из интервью вообще высказал намерение «уйти из политики». Правда, г-н Кадыров обладает весьма гибкими политическими взглядами: президент Путин, к примеру, должен, по его мнению, обязательно выдвинуть свою кандидатуру на третий срок, несмотря на неоднократно высказанное публично желание сложить свои полномочия в сроки, определенные федеральной Конституцией.
Иван СУХОВ