|
|
N°147, 17 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китай учится у Цзян Цзэминя
Партия подарила юбиляру «Избранные сочинения»
Сегодня исполняется 80 лет Цзян Цзэминю -- китайскому лидеру 90-х годов. После того как в 2002--2004 годах он передал партийную, государственную и военную власть нынешнему руководителю Ху Цзиньтао, о пенсионере Цзяне в Китае стали потихоньку забывать. Отставной политик редко показывался на публике и не оказывал видимого влияния на принятие государственных решений.
В эти дни китайские СМИ говорят о Цзян Цзэмине даже чаще, чем во времена его правления. На минувшей неделе увидел свет трехтомник «Избранных сочинений Цзян Цзэминя», написанных с августа 1980-го по сентябрь 2004 года. Власти КНР провозгласили эту публикацию «важным событием в политической жизни партии и государства». ЦК Компартии Китая принял постановление об изучении «Избранных сочинений Цзяна», а позавчера в пекинской партийной резиденции «Чжуннаньхай» Ху Цзиньтао выступил с речью на эту тему. «Все члены партии, и прежде всего руководящие кадры, должны добросовестно учиться у товарища Цзян Цзэминя -- человека высокой морали и возвышенной души», -- сказал Ху.
Цзян Цзэминь встал во главе страны по воле Дэн Сяопина в 1989 году, до этого он занимал пост секретаря Шанхайского горкома. Он умело предотвратил возникновение в Шанхае антиправительственных манифестаций, подобных тем, что бушевали на пекинской площади Тяньаньмэнь. Цзян ставил стабильность превыше всего, он старательно сглаживал конфликты, сплачивая элиту под лозунгами развития и процветания. В первые годы его правления Китай начал катиться к застою, но в 1992 году по воле Дэн Сяопина реформы двинулись вперед с удвоенной скоростью.
Профессор МГИМО Сергей Лузянин заметил «Времени новостей», что главной внутриполитической целью Цзян Цзэминя было продолжение политики Дэн Сяопина. «Цзяну было сложно действовать на фоне великого реформатора, однако у него были выигрышные позиции: многое было уже создано, он унаследовал хорошие стартовые позиции в экономике». Самым тяжелым и спорным решением Цзяна стал разгром в 1999 году секты «Фалуньгун», осмелившейся бросить политический вызов властям. На сектантов обрушились суровые репрессии, однако страна осталась стабильной.
Незадолго до состоявшегося в 2002 году XVI съезда КПК, на котором партийная власть перешла в руки Ху Цзиньтао, Цзян Цзэминь заявил о себе как о теоретике. Он выдвинул «важные идеи тройного представительства», в соответствии с которыми Компартия представляет «требования развития передовых производительных сил китайского общества, направление развития передовой китайской культуры и коренные интересы самых широких слоев китайского народа». Поскольку самые передовые производительные силы находятся ныне в руках китайского бизнеса, эта формулировка стала обоснованием приема в партию предпринимателей.
В первые годы правления Ху Цзиньтао партийная пропаганда не уделяла большого внимания «тройному представительству». За время динамичного развития рыночного хозяйства в 90-е годы в КНР накопилось много социальных проблем, поэтому в сторону Цзян Цзэминя полетели завуалированные упреки в забвении интересов народных масс, ориентации на элиту, стремлении поставить эффективность выше справедливости.
Но в эти дни Ху Цзиньтао всячески возвышает «тройное представительство», подчеркивая идеологическую преемственность в китайской политике. Осенью 2007 года должен состояться XVII съезд КПК, на котором, как ожидается, Ху Цзиньтао выведет из состава высшего партийного руководства часть бывших приближенных Цзян Цзэминя. Подчеркнутое уважение к предшественнику призвано продемонстрировать, что грядущие кадровые перемены не будут связаны с личным соперничеством Ху и Цзяна.
Еще одним подарком юбиляру стало богато иллюстрированное издание «Чтобы мир стал прекраснее. Хроника зарубежных поездок Цзян Цзэминя». За 13 лет пребывания у власти он побывал за границей более сотни раз. Китайцы с усмешкой называли его «Цзян-расческа»: за рубежом лидер нередко начинал прихорашиваться перед самой встречей, попадая за этим занятием в объективы фотокамер. Но Цзян успешно преодолел западную дипломатическую изоляцию Китая после событий на Тяньаньмэнь, ему удалось наладить хорошие отношения с США и заложить основы стратегического партнерства с Россией.
В 2001 году Цзян Цзэминь и Владимир Путин подписали исторический Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, юридически закрепивший принцип «навеки -- друзья, никогда -- враги». Сергей Лузянин заметил «ВН», что тот договор «был выстрадан Цзяном, он готовил его всю жизнь, сделав партнерство необратимым; Цзян умел находить компромиссы с США и Японией, но его приоритетом и неформальной склонностью была Россия». В 1955--1956 годах Цзян Цзэминь был стажером на автозаводе имени Сталина в Москве. Даже многие десятилетия спустя он сохранял хорошее знание русского языка.
Александр ЛОМАНОВ