|
|
N°199, 29 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крепкое соседское плечо
Вооруженным силам Киргизии предстоит «обрусеть»
Вооруженные силы России и Киргизии приступают к унификации планов своей оперативной подготовки. Это означает, что в случае конфликта в регионе Москва и Бишкек будут выступать не просто в качестве военных союзников: их армии смогут действовать в качестве единого целого -- под общим командованием и по единым планам. Завизированное российским премьер-министром Михаилом Касьяновым распоряжение №1407-р предписывает национальному военному ведомству в кратчайшие сроки завершить переговоры со своими киргизскими коллегами и заключить с ними соглашение о «совместном планировании и проведении мероприятий по оперативной подготовке».
На первый взгляд происходящее всего лишь одно из последствий американской операции в Афганистане. Однако это не совсем так: российские военные начали активно готовиться к объединению со своими киргизскими коллегами по меньшей мере еще за полгода до террористических ударов по США. Новый уровень сотрудничества Москвы и Бишкека в военной области выстраивается оборонным военным ведомством в полном соответствии с принятой в минувшем году российским Совбезом концепцией обеспечения национальной безопасности страны на «угрожаемых направлениях». Прежде Москва в случае возникновения внешних угроз предпочитала рассчитывать исключительно на собственные силы, однако в условиях масштабного сокращения самой российской армии и ликвидации большинства ее зарубежных баз это стало проблематично. Курс был взят на создание с наиболее политически близкими нам постсоветскими республиками своеобразных «военных СП» -- так называемых региональных группировок, сформированных из подразделений армий двух или сразу нескольких стран. В случае агрессии против одного из участников этого «совместного предприятия» их наличие позволяет сразу развернуть оборонительные действия без долгого этапа дополнительных согласований друг с другом. Москва определила три потенциально опасных для себя направления -- западное, закавказское и центральноазиатское, -- и активно приступила к формированию региональных группировок на каждом из них. В итоге на западе российская армия «приросла» за счет вооруженных сил Белоруссии. В Закавказье в состав единой региональной группировки вошла армия Армении и подразделения российских военных баз, находящихся на территории этой республики. Наконец, в Центральной Азии в создании коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) кроме самих России и Киргизии решили принять участие еще и соседние Казахстан и Таджикистан.
Москва не испытывает особых иллюзий по поводу боеготовности будущего «киргизского пополнения» российской армии. По признанию российских военных, «еще к середине 90-х годов Киргизия практически полностью разрушила инфраструктуру национальных вооруженных сил, сократив армию гораздо ниже уровня «разумной достаточности». Политический курс бессменного лидера Киргизии Аскара Акаева предусматривал обеспечение безопасности страны исключительно за счет «дружественной и миролюбивой политики». В конце 1998-го -- начале 99-го Бишкек вынудил Москву вывести из республики даже российскую пограничную группу, которая обеспечивала безопасность ее границ с Китаем и, отчасти, Таджикистаном. Причины этого крылись отнюдь не в политических разногласиях с Россией, просто Киргизия надеялась таким образом «чуть-чуть сэкономить». В итоге, когда два года назад на территорию Киргизии впервые прорвались отряды исламистов из Таджикистана и Афганистана, ей, по сути, нечего было противопоставить даже этим сравнительно небольшим и слабо вооруженным формированиям.
По сведениям информированных источников газеты «Время новостей», после того как оборонные министерства двух стран подпишут соглашение «о совместном планировании», Москва готова резко увеличить объемы военной помощи Киргизии. Несмотря на то что общая сумма государственной задолженности Бишкека перед Москвой приближается к полумиллиарду долларов, Россия согласилась продолжать кредитование оборонных экспортных поставок (так, на неопределенное время отложены выплаты за уже переданные Киргизии зенитно-ракетные комплексы), а отдельные виды военной помощи осуществлять на безвозмездной основе. Например, в военных вузах России ежегодно проходят обучение до 500 офицеров киргизской армии и около 350 военнослужащих национальных погранвойск. Откомандирование в Киргизию российских военных советников и специалистов также финансируется российской стороной. Впрочем, наиболее серьезные из проводящихся сейчас совместных оборонных проектов, требующие серьезных затрат, таких как оснащение южных границ Киргизии инженерно-охранными системами, будут оформляться в виде государственных долговых обязательств. Киргизская сторона предлагает частично погасить их передачей в российскую собственность ряда объектов национального ВПК, выпускавших в советские времена торпеды для подлодок, военную электронику и боеприпасы к стрелковому вооружению.
Юрий ГОЛОТЮК