|
|
N°146, 16 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нескорый поезд
Премьер утвердил новый график железнодорожной реформы
Правительство пересмотрело график реформы железнодорожного транспорта. Вчера был опубликован новый план мероприятий, утвержденный премьером Михаилом Фрадковым 10 августа. Согласно этому документу создание ОАО «Федеральная пассажирская компания», которое в предыдущей версии программы реформ намечалось на 2005 год и ознаменовывало начало третьего этапа реформирования, теперь перенесено на 2008--2009 годы. Правительство до сих пор не сумело найти источников, из которых можно было бы компенсировать убыточность пассажирских железнодорожных перевозок после отделения их от грузового бизнеса ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Судя по всему, поэтому решение этого дорогостоящего (около 1 млрд долл. в год) и чреватого социальными проблемами вопроса отложено на период после президентских выборов, которые должны состояться в России весной 2008 года.
Опубликованное вчера правительственное распоряжение издано в дополнение и развитие постановления правительства от 18 мая 2001 года, подписанного еще предыдущим премьером Михаилом Касьяновым. Установленный тем документом срок реализации железнодорожной реформы к 2010 году остается в силе. Однако изменились годы реформирования комплекса пассажирских перевозок. В «Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» редакции 2001 года разделение видов деятельности ОАО «РЖД» (в том числе и пассажирских перевозок) было составной частью второго этапа реформы, ограниченного временными рамками 2003--2005 годов. Однако пассажирская компания не была создана в те сроки, так как де-факто это запретил сделать Владимир Путин в конце прошлого года, сославшись на то, что перекладывать убытки на пассажиров нельзя. Как теперь выясняется, решения этого вопроса не будет в ближайшие два года. «Правительство до сих пор не определилось с источниками финансирования пассажирских перевозок после того, как перестанет действовать нынешняя система перекрестного субсидирования за счет доходов грузового бизнеса, -- заявили вчера «Времени новостей» в пресс-службе РЖД. -- До тех пор пока это принципиальное решение не будет принято, мы не можем спланировать, как именно будет работать Федеральная пассажирская компания, а значит, и не можем говорить о сроках ее создания». Сотрудник пресс-службы отказался комментировать предположение о том, что потенциально опасный в социальном плане вопрос сознательно отложен на период после президентских выборов 2008 года.
Тем не менее создается впечатление, что железнодорожную реформу, фактически замороженную в прошлом году, решено не форсировать как раз до 2008 года. На более ранние сроки план в редакции от 10 августа 2006 года относит в основном проработку дополнений и изменений в базовые нормативные акты, регулирующие деятельность отрасли (в том числе в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). Подготовка предложений по «уточнению механизма реализации третьего этапа» реформы и передача их на рассмотрение правительства отнесены на второй квартал 2007 года. «Определение механизма финансовой поддержки пассажирских перевозок в дальнем следовании», правда, должно состояться несколько раньше -- в четвертом квартале 2006 года. Однако практическая реализация этого механизма, очевидно, произойдет лишь в рамках Федеральной пассажирской компании, а она, согласно новому плану, не появится ранее 2008--2009 годов. Кроме того, разработка нового прейскуранта на перевозки пассажиров, в котором цена будет разделена на разные составляющие (локомотивные, вокзальные и т.д.), запланирована на 2007 год без уточнения месяца. А без этого прейскуранта рассчитать показатели Федеральной пассажирской компании невозможно. Кроме того, этот прейскурант априори вызывает споры внутри РЖД, так как каждое подразделение (локомотивное, вокзальное и т.д.) заинтересовано получить максимальную выручку. Учитывая опыт РАО «ЕЭС России», когда разделение тарифов произошло постфактум и вызвало внутрикорпоративные скандалы, Федеральная служба по тарифам, очевидно, не спешит принимать какое-либо решение. Впрочем, торопиться ее никто и не заставляет, кроме руководства Федеральной пассажирской дирекции (филиал РЖД), из которой будет создана одноименная компания, так как именно этой структуре нужно уже сейчас искать деньги на обновление подвижного состава.
Для некоторых мероприятий железнодорожной реформы теперь установлены весьма гибкие сроки. Например, «внесение изменений в устав» и другие основополагающие документы РЖД запланировано на 2006--2010 годы. В пресс-службе РЖД высказывают предположение, что изменения ожидаются не одномоментно, а порциями -- по мере того как практический ход реформы будет их требовать. В предвидении этого премьер и задал для «мероприятия» максимально широкие временные рамки, считает представитель РЖД.
Михаил КУКУШКИН, Николай ГОРЕЛОВ