Время новостей
     N°146, 16 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2006
Последний поход Коидзуми
Японский премьер разозлил соседей
Вчера премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми посетил токийский храм Ясукуни, что вызвало немедленную отповедь Китая и Южной Кореи. Соседи Японии считают эти походы японского руководства символом возвращения Токио к агрессивной внешней политике. На этот раз реакция была особенно негодующей -- ведь шестой по счету ежегодный визит премьера Коидзуми в синтоистское святилище был впервые приурочен к годовщине капитуляции Японии во второй мировой войне. Прежде на такой вызывающий шаг решился в 1985 году премьер Ясухиро Накасонэ.

Японские антивоенные организации устроили в Токио пикеты и шествия с осуждением Коидзуми. Однако десятки ветеранов второй мировой и ультраправых демонстрировали вчера солидарность с премьером под лозунгом «Война за Великую Восточную Азию не была агрессией». На севере Японии пожар уничтожил дом и офис парламентария от правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Коити Като, постоянно и публично критикующего премьера за посещения Ясукуни. Полиция не исключила поджога.

Коидзуми сказал, что в храме он «хотел укрепиться в решимости никогда не прибегать к войне, а не восславлять милитаризм». В книге посетителей Ясукуни он расписался как глава правительства, а на вопрос прессы о том, в каком качестве он был в храме, ответил: «В качестве личности, являющейся премьером». Такой личностью он будет еще месяц -- в сентябре премьер покинет свой пост. При этом Коидзуми фактически осудил лидеров Китая и Южной Кореи, не пожелавших обмениваться с ним визитами из-за посещений Ясукуни. «Хорошо ли отказываться от встреч только потому, что наши мнения расходятся? Я говорил им, что мои визиты в храм не должны использоваться в качестве дипломатической карты», -- сказал японский премьер.

Президент Южной Кореи Но Му Хен призвал Токио «от души раскаяться» и «принять меры к решению острых проблем» в двусторонних отношениях, в числе которых он выделил визиты японских политиков в Ясукуни. Главы МИД Китая и Южной Кореи Ли Чжаосин и Пан Ги Мун заявили «серьезные протесты» послам Японии в Пекине и Сеуле. Японские посольства в этих странах были взяты под усиленную охрану. По мнению МИД КНР, из-за действий, «ранящих чувства китайского народа» и «подрывающих политические основы» двусторонних отношений, Коидзуми «утратил доверие не только международного сообщества, но и японского народа». МИД России призвал вчера Токио «очень аккуратно подходить к крайне деликатным проблемам, связанным с историей второй мировой войны», чтобы «не задевать чувства и достоинство народов, пострадавших от действий Японии в прошлом».

Глава МИД Японии Таро Асо, один из возможных преемников Коидзуми на постах лидера ЛДП и премьера, предложил национализировать Ясукуни, лишив его сакрально-религиозного статуса. Это позволило бы перезахоронить погребенных там семерых главных военных преступников, повешенных в 1948 году по приговору международного Токийского трибунала. Против включения в 1978 году их имен в списки 2,5 млн японцев, «отдавших жизнь за императора», возражал и тогдашний император Хирохито.

Сожаление по поводу паломничества премьера неожиданно выразил вчера японский министр финансов Садакадзу Танигаки. Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов в интервью «Времени новостей» назвал высказывание Танигаки «проявлением соперничества различных фракций правящих либерал-демократов перед выборами в сентябре лидера ЛДП, который и станет премьером». По словам востоковеда, «для многих японцев, даже не очень сильных националистов, Ясукуни -- аналог «вечного огня». Не ходить туда -- проявлять неуважение ко всем погибшим». Однако почитание павших порождает международные трения, поскольку Китай и Корея «воспринимают каждое появление официального лица Японии в храме как поклонение похороненным там военным преступникам со всеми вытекающими последствиями». «С точки зрения Пекина и Сеула, поход Коидзуми в святилище в годовщину капитуляции символизирует продолжение реваншистских тенденций Японии», -- заключил Константин Асмолов.

Александр САМОХОТКИН