Время новостей
     N°146, 16 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2006
Имущество для служебного пользования
Федеральный центр и Москва делят собственность по списку
Еще вчера казалось, что в затянувшейся тяжбе по поводу столичной собственности между министрами Германом Грефом и Алексеем Кудриным -- с одной стороны и мэром Москвы Юрием Лужковым -- с другой поставлена точка. В конце прошлой недели был подписан протокол о разграничении прав собственности Москвы и Российской Федерации на объекты культурного наследия. «Мы договорились, что все здания, где располагаются федеральные органы власти, прокуратура, милиция и другие федеральные учреждения, а также все объекты социально-культурного значения, такие как музеи и театры, перейдут в федеральную собственность, а те здания, где находятся муниципальные учреждения, мы отдадим Москве», -- описал журналистам суть договоренностей министр экономического развития Герман Греф.

Однако попытки получить полный список объектов показали: говорить, что проблема улажена, преждевременно. Споры о том, кто станет хозяином баснословно дорогих зданий в центре Москвы, далеко не закончены. Еще в понедельник Герман Греф, отметив, что "список не секретный", был готов перечислить все без исключения объекты, которые обрели наконец "согласованного" собственника (в соответствие с договоренностями федеральный центр получит 210 объектов в Москве, город же становится обладателем 751 объекта). Но, естественно, не смог этого сделать, так как не помнил все наизусть. «Мы отдали Москве здание мэрии и Мосгордумы, а еще ГУМ и ЦУМ, -- перечислял г-н Греф, отвечая на вопрос "Времени новостей". -- Гостиный Двор и Манеж тоже Москве отдали, так как они были реконструированы на средства московского бюджета».

Однако в самом Министерстве экономического развития всего лишь день спустя «Времени новостей» заявили, что список предоставить никак невозможно. «Список получил гриф «для служебного пользования» и опубликован быть не может», -- заявил представитель министерства. Причину, по которой документ вдруг стал недоступным, в министерстве не назвали.

Впрочем, после подписания протокола стало известно, что за Москвой также остаются усадьбы Коломенское, Царицыно, Кузьминки, дом Александра Пушкина на Арбате, Провиантские склады, гостиница "Националь", Елисеевский магазин, Китайгородская стена. Федеральному центру отошли Кремль, дом Пашкова, Андронников монастырь, Казанский вокзал, здание МАРХИ, Монетный двор, Дворец Петра I на Яузе, Старый государев двор, а также все захоронения у Кремлевской стены и ряд могил на Новодевичьем кладбище и на кладбище Донского монастыря.

О том, что дискуссии вокруг спорной собственности не завершены, говорит и тот факт, что идущие судебные дела приостановлены, но не прекращены. «Окончательно решить вопрос о разграничении прав можно будет только после внесения изменения в закон «Об охране памятников в Российской Федерации», -- уточнил глава МЭРТ.

Получается, что за время, которое понадобится для внесения этих поправок, список вполне может измениться в пользу того или иного интересанта. Сейчас все объекты, которым предстоит перейти к Москве, находятся на балансе «Росимущества».

История конфликта уходит корнями еще в 90-е годы. Тогда на волне всеобщей демократизации московские власти зарегистрировали на себя почти тысячу исторических объектов. И за последующие несколько лет 120 из них успели продать. Однако судебные тяжбы начались только в 2002 году, когда федеральная власть вдруг спохватилась и вспомнила о потерянной собственности.

Московские власти упирали на то, что памятники разрушались и все работы по их реконструкции проводились на деньги города. Федералы в ответ замечали, что если вы делаете ремонт в чужой квартире, это не повод считать ее своей. По ходу споров московское правительство решило перестраховаться и предложило внести в Госдуму законопроект, который бы урегулировал все юридические коллизии.

Нельзя исключить и такую версию существующей пока неопределенности вокруг списка. В зданиях, расположенных преимущественно в центре Москвы, заинтересованы очень многие стороны. Вполне возможно, что кто-то из сильных мира сего лоббирует свои интересы и не согласен с договоренностями Грефа--Лужкова.

Вера СИТНИНА