Время новостей
     N°146, 16 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2006
Бои в защите
На новом процессе по делу Копцева переругались адвокаты
Со скандала началось вчера повторное рассмотрение в Мосгорсуде уголовного дела Александра Копцева, устроившего 11 января этого года резню в синагоге на Большой Бронной. В суде он ко всеобщему удивлению вел себя тихо -- антисемитских лозунгов и пафосных речей, как это было на первом процессе, не произносил. Зато на этот раз отличились адвокаты. Сонное течение процесса нарушил адвокат потерпевших Виталий Хавкин. Он резко оборвал речь защитников Копцева, обозвал их «непрофессионалами», а их выступление назвал «проявлением скрытого антисемитизма».

В конце марта этого года Мосгорсуд за резню в синагоге приговорил Александра Копцева к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Он был признан виновным в покушении на убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти. При этом судья исключил из приговора вменявшуюся Копцеву прокуратурой ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по расовым либо национальным признакам). Тогда суд посчитал, что именно вражды в действиях Копцева не было, поскольку это «явление, говорящее о существующих в обществе неприязненных отношениях между теми или иными группами людей». Копцев же, по данным следствия, действовал исключительно из личных соображений по мотивам ненависти. Эта мотивировка послужила поводом для обжалования приговора потерпевшими и прокуратурой. Адвокаты пострадавших во время резни людей и представители синагоги заявили, что суд неверно трактовал понятия «вражда» и «ненависть». И в июне Верховный суд согласился с доводами потерпевших и вернул дело на новое рассмотрение.

На вчерашнее заседание, как раньше, пришло около десятка сочувствующих Копцеву бабушек и дедушек. В коридоре они шептались между собой, а когда приставы не пустили их в зал, памятуя о вызывающем поведении пожилых людей, с места кричавших судье свое мнение о «национальном вопросе», стали громко возмущаться. Процесс начался с ходатайства нового адвоката антисемита Розы Сарибжановой, которая попросила суд признать незаконным и отменить решение прокуратуры о признании синагоги потерпевшей и подрыве ее деловой репутации. «По действующему закону подорванную деловую репутацию нужно доказывать. Объяснить, в чем это выразилось. Ущерб деловой репутации -- это негативное мнение об организации. В данном случае никаких доказательств этому потерпевшие не привели, а после случившегося люди, наоборот, стали сочувствовать синагоге и ее прихожанам», -- сказал г-жа Сарибжанова, но суд ее просьбу отклонил.

После того как представитель прокуратуры зачитал обвинительную речь, судья Андрей Зубарев спросил Копцева, признает ли он свою вину по статьям «покушение на убийство двух и более лиц по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти» и «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

«Признаю частично, -- ответил подсудимый, -- только в той части, что совершил покушение». Ответ Александра Копцева шокировал потерпевших и их адвокатов, которые помнили, как во время первого процесса антисемит активно высказывался по «еврейскому вопросу». Закончив с Копцевым, суд приступил к допросу трех явившихся пострадавших. По словам свидетеля Романа Белинского, ставшего первой жертвой антисемита, «подсудимый бил профессионально, что может свидетельствовать о его спецподготовке в фашистских организациях». «Результатом этого инцидента стала возросшая в обществе национальная рознь. Вспомните убийство армянина в метро, а совсем недавно в Израиле в синагогу тоже забежал мужчина с ножом», -- сказал Белинский.

Затем суд перешел к допросу раввина синагоги Ицхака Когана, и вот тут неожиданно разразился скандал. Г-жа Сарибжанова почему-то решила спросить у потерпевшего о количестве синагог, существовавших в советское время, и о том, сколько их стало сейчас. Из-за этого «невинного» вопроса между адвокатами вспыхнула ссора. «Вот только не надо таких вопросов задавать, -- разъяренно выкрикнул адвокат Виталий Хавкин, вскочив со своего места. -- Это цинизм, граничащий с антисемитизмом. Чего вы тут добиваетесь? Хотите услышать, как хорошо живут евреи и еще чего-то тут требуют? Вы непрофессионал! Мало того, что вы закон об адвокатуре не знаете, так еще и об адвокатской этике, видимо, не слышали. Мы этот случай с вами на дисциплинарной комиссии обсудим. Я вам гарантирую».

Ошеломленная адвокат Сарибжанова попыталась найти защиты у судьи: «Почему меня ограничивают в праве защищать своего клиента? Почему он на меня кричит и давит?» Но тут г-н Хавкин возобновил атаку: «Буду давить и дальше! И можете записать это в протокол заседания. Защитник Копцева ведет себя просто непрофессионально. Я расцениваю ее высказывание о том, что поступок подсудимого породил в обществе сочувствие к потерпевшим как косвенное разжигание национальной и религиозной розни», -- закончил он свое выступление.

Судя по тому, как бурно начался процесс, подобных скандалов следует ожидать и на последующих заседаниях. 21-летний подсудимый Александр Копцев изъявил желание выступить в самом конце, поскольку ему еще «нужно подготовить речь». А сегодня в Мосгорсуде продолжится допрос свидетелей и потерпевших.

Алексей ИВЛЕВ
//  читайте тему  //  Дело Александра Копцева