|
|
N°146, 16 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тяжелый бренд, но надо нести
Старый конкурс имени Чайковского обновляется
На вчерашней пресс-конференции в РИА Новости официально объявлено о сроках, порядке проведения и финансирования и некоторых других деталях проведения XIII Международного конкурса имени Чайковского. Как прежде, массивное и знаковое мероприятие, чудесным образом сохраняющее величественность своего бренда, несмотря на скандалы и неудачи, пройдет на концертных площадках, расположенных по трем московским адресам (в Консерватории, в зале Чайковского и в Московском Доме музыки), с 12 по 30 июня 2007 года. Конкурс скрипичных мастеров будет проведен на две недели раньше. После конкурса обещают закрыть на реконструкцию Большой зал Консерватории, а то состояние, в котором он сейчас, не мешает, как было сказано, провести наступающий сверхнасыщенный концертный сезон и конкурс на сладкое.
Основной источник финансирования конкурса -- госбюджет, которому, по словам представителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Татьяны Камышевой, все это обойдется в 65 млн руб. Конкурс на проведение конкурса выиграл Госконцерт, который уже сейчас занимается организационными вопросами -- логистикой, размещением, освещением и т.д.
Во главе оргкомитета конкурса, который в сентябре представит утвержденные списки жюри по всем пяти номинациям, цифры дополнительного внебюджетного финансирования (пока названа только одна из крупных иностранных компаний-спонсоров -- Toyota) и другие подробности, стоят Мстислав Ростропович и его заместитель, он же -- министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов. Оба уже сделали для конкурса довольно много, в том числе, как рассказал на пресс-конференции Александр Соколов, именно они, учитывая предложения других членов оргкомитета (их список огромен), выбрали председателей жюри в разных конкурсных специальностях. Это Владимир Спиваков (скрипка), Николай Петров (фортепиано), Наталья Шаховская (виолончель), Ирина Богачева (вокал) и Игорь Фролов (скрипичные мастера).
В связи с отсрочкой проведения очередного конкурса, который по регламенту проходит раз в четыре года, но теперь задержался, в условия были внесены временные изменения -- верхний возрастной предел для участников поднят с таким расчетом, чтобы те, кто хотел участвовать в прошлом году, могли играть и сейчас. Еще одна удивительная подробность -- «демократизация» (по выражению профессора Сергея Доренского, члена рабочей группы по подготовке конкурса и члена фортепианного жюри) программ, в частности фортепианного соревнования. Теперь кроме десяти минут какого угодно Чайковского и части классической сонаты все остальное время конкурсант может занять по своему собственному усмотрению. Хоть Кейджем, хоть Купереном. Насколько сильно это расслабит участников, прекрасно представляющих себе многочисленные детали как более так и менее выигрышного репертуара, или развлечет публику -- можно будет понять меньше чем через год. К борьбе за главные и специальные призы (по шесть премий для пианистов, скрипачей и виолончелистов -- от 4 до 20 тыс. долл. и по четыре премии для вокалистов) будут допущены 50 пианистов, по 40 скрипачей и виолончелистов и по 35 певцов и певиц, отобранных специальной комиссией по присланным DVD и Московской консерваторией по результатам внутреннего «живого» конкурса.
На пресс-конференции был представлен новый сайт конкурса Чайковского (www.XIIITC.ru), на котором можно найти любую имеющуюся информацию. По старому адресу кроме заставки уже ничего нет.
Сейчас в работе многочисленные предложения по изменению некоторых деталей конкурса. Например, министр Соколов предлагает публикацию протоколов голосования членов жюри после окончания конкурса. А Николай Петров, по словам того же Соколова, категорически против участия в конкурсе учеников членов жюри. Но здесь все осталось по-старому, как еще много где принято, -- голос профессора просто не учитывается.
В условиях конкурса сейчас есть пункт, по которому лауреатам в течение двух лет по их собственному желанию может быть оказана помощь в организации концертов. Количество и качество ангажементов, как и в последние годы, пока остается загадкой.
Основополагающие принципы конкурса Чайковского (включая масштабы) обошлись без изменений, и главное, как сказал Соколов, это не деньги: «Наша основная задача -- не уронить бренд». Который сначала, видимо, придется поднять.
Юлия БЕДЕРОВА