|
|
N°146, 16 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юбилейный старт
Александринский и Малый отмечают 250-летие государственного театра в России
Театральный сезон, традиционно начинающийся на рубеже лета и осени, в этом году откроется двумя празднованиями. Два старейших театра России, Александринский и Малый, будут отмечать 250-летие указа об учреждении первого профессионального театра, подписанного императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году, как день своего рождения. Решено считать, что именно этот указ положил начало государственной политике России в области театрального искусства. Президент Путин на встрече с руководителями двух древнейших театральных коллективов выразил пожелание, чтобы этот факт был «использован как повод обратить внимание на значение русского театра в стране».
Судьбы двух театров складывались по-разному, да и с датами происходит некоторая путаница (как это бывает во всех учреждениях, прошедших долгую историю под разными названиями). Художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин излагает официальную версию истории двух театральных организмов: «Первым императорским театром была санкт-петербургская Александринка, а потом и наш Малый театр, возникший при Московском университете, вошел в систему императорских театров». «В 2006-м мы отметим 250-летие основания труппы. Сначала труппа Малого находилась в здании университета, поэтому и возникло название -- «второй Московский университет». Потом весь состав работал в Большом театре. А в 1824 году произошло разделение на драму и оперу». Такое пояснение оказалось необходимо, поскольку сравнительно недавно Малый театр отмечал свое 175-летие, но это, как выяснилось, был юбилей здания, а вот московская драматическая труппа существенно старше.
Как бы там ни было на самом деле с датами, принято решение праздновать 250-летие в начале наступающего сезона. Начнет Александринка. Видимо, поскольку реставрация ее здания уже завершена. 11 августа эксперты Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации подписали акт о приемке. Интерьеры восстановлены не 250-летней давности, а куда более поздние -- реставраторы выбрали 1894 год, поскольку именно к этому времени относится наибольшее количество сохранившихся чертежей, рисунков и подлинных вещей. Что касается сценического оборудования, то его сильно модернизировали. Специалисты утверждают, что отныне сцена Александринки самая оснащенная в России. Усовершенствованы и гримерки, для актеров обещают душ с музыкой и джакузи.
На этом модернизированном пространстве эффектно продолжится и духовное обновление театра, начатое его новым художественным руководителем Валерием Фокиным. На 30 августа назначена торжественная церемония празднования юбилея. Режиссерами представления стали сам Валерий Фокин и театральный авангардист Андрей Могучий. Музыку для представления сочиняет и подбирает композитор Леонид Десятников, так что разговоры о модернизации и обновлении получат реальное подтверждение. Предполагается, что торжественная церемония представит зрителям всю историю театра, от Федора Волкова до наших дней.
А новый сезон Александринка откроет 15 сентября премьерой «Царя Эдипа» Софокла в постановке знаменитого греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. Этим спектаклем начнется Первый Александринский фестиваль, на который приглашены спектакли театров из разных стран мира, в том числе и Малый с постановкой «Горе от ума» Сергея Женовача. Сам Валерий Фокин готовит спектакль по пьесе Льва Толстого «Живой труп», это будет вторая премьера сезона.
Что касается Малого театра, то его торжества начнутся позже. 4, 5 и 6 сентября в Малом театре пройдут концерты с участием большей части труппы. Тема та же -- история театра, на этот раз московского. Действующими лицами станут Островский и Гоголь, Щепкин и Мочалов, актеры и критики, сыгравшие большую роль в становлении Малого театра. Если Петербург устраивает международный фестиваль, то Москва собирает конференцию старейших национальных театров России, дальнего и ближнего зарубежья.
Ближайшая премьера Малого -- «Ревизор» в постановке Юрия Соломина. Тут не об обновлении и модернизации речь, а о сохранении традиций и умеренном консерватизме. Не случайно в Малом театре грим до сих пор стирают льняными салфетками, а под костюмы надевают хлопчатобумажные рубахи -- чтобы впитывали пот. И до сих пор сохраняется должность суфлера.
К юбилею и в Малом театре отремонтировали фасад, привели в порядок внутренние помещения, установили новое современное сценическое оборудование. Впрочем, ремонтные работы, говорит Юрий Соломин, продлятся до 2008 года.
В Бахрушинском музее 5 сентября откроется юбилейная выставка, посвященная 250-летию российского государственного театра.
Глеб МЫШКИН