|
|
N°145, 15 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«То, что россияне бессердечны, бездушны и детьми не интересуются, -- это миф»
«Армейскими порядками» назвал вчера обстановку в некоторых детдомах министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Он вновь заявил о том, что его ведомство совместно с Министерством здравоохранения и социального развития намерены упростить процедуру усыновления детей российскими семьями. Сейчас, по его словам, существует большое количество бюрократических барьеров при усыновлении, которые необходимо упрощать и делать процедуру более простой и понятной.
«Надо ликвидировать детские дома, надо делать все, чтобы ребенок уходил в семью», -- сказал министр. Приводя в качестве примера совсем недавний случай в красноярском доме ребенка, где в конце июля избили совсем маленьких детей, он сказал, что в семьях таких проблем гораздо меньше. Еще одной иллюстрацией к словам г-на Фурсенко стало вчерашнее сообщение из Хакасии. Там повесился воспитанник Абазинского интерната, причем, по предварительным данным, незадолго до самоубийства ему были нанесены побои.
Реально ли ликвидировать в России детские дома? Что мешает этому сейчас и как помочь сироте встретиться со своими приемными родителями? Об этом корреспондент «Времени новостей» Ирина БЕЛАШЕВА побеседовала с детским правозащитником, руководителем общественной организации «Право ребенка» Борисом АЛЬТШУЛЕРОМ.
-- Что означает упрощение процедуры усыновления, о которой в последнее время заговорили власти?
-- Такой системы сейчас практически не существует! Сегодняшняя процедура -- это сплошное издевательство. Во-первых, реально за процедуру усыновления россиянами отвечают люди, которые физически этим заниматься не могут, -- раз, и не заинтересованы в этом -- два. У них это есть формальная обязанность. Органы опеки и попечительства -- это такая слабая организация по всей стране. Мы уже много лет пробиваем закон «Об опеке и попечительстве», где эти органы были бы усилены. До сих пор это не двигалось. Год назад была попытка внести этот закон, но его отвергли как абсолютно ненужный. Но сейчас в Госдуме создаются рабочие группы по важнейшим законам, куда включаются представители общественных организаций. Меня делегировали в качестве эксперта Общественной палаты в комитет по законодательству и комитет по делам женщин, семьи и молодежи именно для работы над законопроектом. Есть надежда, что совместными усилиями дело сдвинется.
Второй орган, который согласно законодательству отвечает за усыновление российских детей, -- это Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который включает в себя федеральный и региональные банки. Наши коллеги из дружественной организации -- фонда «Приют детства» Алексей Рудов и Галина Красницкая -- недавно проверили, как работают эти банки данных по всей стране. Это чудовищно! Информация, которую они должны давать о детях, очень плохая, устаревшая, фотографии детей ужасны.
Третье: нужны специальные организации, которые заняты именно процедурой семейного устройства. Специалисты Минобразнауки называют это «уполномоченное учреждение органов опеки». Нужны люди, которые непосредственно устраивали бы детей в семьи и начинали с рекламной кампании. После такой кампании люди действительно начинают приходить. То, что россияне бессердечны, бездушны и детьми не интересуются, это миф, придуманный московскими политологами. Как только начинается работа с населением, идет поток людей, желающих взять ребенка. Причем как из сострадания, так и для того, чтобы справиться со своими личными проблемами, ведь 15% семей России бесплодны.
После этого начинается работа по первичному отбору, потом будущего родителя направляют на двух- или трехмесячные курсы подготовки. Лишь потом происходит передача детей. Но обязательно нужен мониторинг, наблюдение за тем, как дети живут в новых семьях. Это огромная профессиональная работа, которую не может выполнить один специалист органа опеки на пять тысяч детского населения. И для таких учреждений не нужно нового финансирования! Часть детских домов и интернатов нужно перепрофилировать в службы семейного устройства.
Мы предлагаем принять Федеральную программу перепрофилирования интернатных учреждений в службу семейного устройства (и добавлю -- профилактики). Эти же учреждения должны работать и с социально неблагополучными семьями вместе с социальными службами. Потому что работы по предотвращению сиротства сейчас совершенно недостаточно!
-- Можно ли сравнить такие учреждения по устройству и международные агентства по усыновлению?
-- По нашему законодательству иностранные усыновители имеют огромное преимущество перед российскими. Семейный кодекс позволяет, чтобы иностранному усыновителю помогали агентства. И если это агентство аккредитовано по закону, это не считается посреднической деятельностью. У российских усыновителей таких помощников нет. Есть органы опеки, есть банк данных с одним-двумя-тремя специалистами, где никакой реальной работы не ведется.
Функции уполномоченных учреждений опеки, как предполагается, в смысле реальной работы будут выполнять подобную роль помощников. Но с принципиальным отличием: бесплатно! То, что иностранные агентства берут со своих клиентов деньги, -- это нормально, это не торговля детьми, это нормальная платная услуга. Но в России никакого платного усыновления быть не должно! Как только мы это введем, немедленно богатеньким станет легко, а бедному усыновить ребенка не дадут. Ведь системе будет выгодно иметь дело с теми, кто может заплатить. Как с медициной: вроде она бесплатная, а на практике реальную услугу получают те, кто платит. Наоборот, федеральный закон должен прописать: услуги и действия, сопутствующие усыновлению, бесплатны для российских усыновителей. Вплоть до того, что даже получение медицинских справок на право быть усыновителем должно быть бесплатно.
-- Патронатное воспитание -- это альтернатива усыновлению или подготовка к нему?
-- Патронатная форма как промежуточная между учреждением и полноценной семьей очень важна. Но есть дети -- больные, старшие, сложные, которых никто никогда не возьмет под свою полную ответственность. А патронат -- это такая форма, когда законное представительство ребенка распределяется между властью в лице уполномоченного учреждения органов опеки и теми, у кого он живет, -- патронатными воспитателями. Это открывает возможность обрести семью для примерно 150 тыс. детей России. Эта форма позволяет очень плотно помогать семье, но не перекладывает непосильную ношу на одни родительские плечи.
-- Борис Львович, недавно было объявлено о повышении пособий усыновителям. Это хороший знак?
-- Финансовая помощь, о которой говорил президент в мае в послании Федеральному Собранию, совершенно необходима. Но есть и другие виды помощи приемным родителям. Когда в Швейцарии семья усыновляет ребенка любого возраста, один из родителей получает полугодовой оплачиваемый отпуск. Потому что адаптация -- это очень трудный процесс. Нельзя, чтобы ребенок пришел в новый дом, в семью, а завтра все ушли на работу, и он остался один. Кроме того, обязателен специальный медицинский полис, потому что больше всего люди боятся при усыновлении болячек, которые со временем «вылезут». Может понадобиться лечение, которое влетит в копеечку, а потому останется недоступным. И конечно, если ребенок усыновляется, за ним должны сохраняться льготы, положенные ему, в первую очередь по жилью. Это фактор, который может удержать от усыновления: ребенок вырастет, где он будет жить?
-- Как вы оцениваете шансы на то, что намерения властей «ликвидировать детские дома» все-таки увенчаются успехом?
-- Я надеюсь, что намерения наших властей не уйдут в бюрократическое русло. Я очень рад, что об этом заговорили, что начали приниматься меры, что приемные семьи заметили. Потому что есть и другая сторона вопроса. Надо понимать, что совокупный бюджет всех сиротских учреждений России -- миллиард долларов в год, а если взять еще деньги, идущие на содержание детей при живых родителях, добавьте еще столько же. Это реальные деньги, и их совершенно законно получают соответствующие ведомства -- региональные департаменты образования, которым подчинено большее число учреждений, дома ребенка, которые проходят по ведомству органов здравоохранения, интернаты системы социальной защиты. Им всем достаточно выгодно, чтобы детские дома и интернаты были укомплектованы определенным количеством детей, на что идет немалый бюджет. Дети играют роль золотых курочек. И это сломить не так просто.
|