|
|
N°199, 29 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Начинай сначала
Налог с продаж никак не покинет Охотный ряд
Депутатам придется еще раз пересматривать налог с продаж, с которым они практически разобрались две недели назад, одобрив во втором чтении поправки в налоговое законодательство. Думский комитет по бюджету и налогам решил, что 31 октября палата должна вернуться ко второму чтению с единственной целью -- освободить от уплаты налога с продаж средства массовой информации.
Избавить СМИ от налога предложил депутат Игорь Динес («Единство») после того, как окончательно выяснилось, что газеты с журналами и телевидение с радиовещанием теряют свою многолетнюю льготу по налогу на добавленную стоимость. СМИ, не платившие до сих пор НДС, с будущего года будут рассчитываться с казной этим налогом по 10-процентной ставке. Чтобы средства информации могли чем-нибудь компенсировать «большие выпадения доходов», г-н Динес счел, что их стоит освободить от уплаты налога с продаж, который предполагается взимать по ставке 5%. Бюджетный комитет Думы поддержал идею депутата, решив вписать СМИ в статью 350 Налогового кодекса, где перечислены операции, освобожденные от уплаты налога с продаж.
Сложно судить, смогут ли СМИ существенно компенсировать «выпадение» своих доходов. НДС будут платить все средства массовой информации без исключения. А налог с продаж, даже если от него не освобождать, будут платить только газеты с журналами и, возможно, кабельное телевидение. По требованию Конституционного суда депутаты с помощью правительства выправили законодательство так, что налог с продаж полагается взимать только с физических лиц и только по операциям за наличный расчет. То есть платить этот налог будут читатели, покупающие газеты и журналы, а также зрители, подключившиеся к кабельному телеканалу. Все прочие операции в сфере СМИ -- безналичные.
При этом кабельные телеканалы, взимающие плату за услугу раз в месяц или в квартал, особой нужды в налоговой поблажке не испытывают. Уйти от налога с продаж они смогут, переведя расчеты со зрителями в безналичную форму (к примеру, через почту или через Сбербанк). Иными словами, компенсировать «выпадение» смогут не столько СМИ, сколько распространители печатной продукции.
Неизвестно, захотят ли думцы помогать только газетам и журналам. Для большинства депутатского корпуса СМИ -- это в первую очередь телеканалы, зарабатывающие «огромные деньги» на рекламе. А налог с продаж должен пополнять бюджеты регионов. Именно по этой причине думцы могут отказать СМИ в налоговом освобождении, полагая, что разбогатевшие, на их взгляд, телеканалы должны делиться с регионами. Однако разбогатевшие делиться вовсе не обязаны: все финансовые операции они проводят только с юридическими лицами и только безналичными.
На проблемах СМИ депутаты 31 октября не остановятся. Игорь Динес полагает, что непременно возникнет вопрос о налоговом освобождении для бутилированной питьевой воды. Этого добивается депутат Пекарев, защищающий интересы производителей газированных и прочих безалкогольных напитков (в первую очередь речь идет о «напитках из Черноголовки»). Думский комитет по кредитным учреждениям с подачи фракции «Яблоко» будет ставить вопрос о выводе из-под налога расчеты, которые совершаются по банковским кредитным (пластиковым) картам.
Но даже если 31 октября думцы больше никому никакой поблажки не сделают, все равно неясно, сможет ли налог с продаж помочь регионам. Эксперт Конституционного суда Сергей Пепеляев, возглавляющий департамент налогов и права консалтинговой фирмы «ФБК», заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что «налог нежизнеспособен». В подготовленном думцами законопроекте, по мнению эксперта, слишком много дыр, позволяющих потенциальным плательщикам налога не платить его вовсе. Плюс к тому далеко не все региональные законодатели успеют принять свои законы о налоге с продаж до начала следующего года. В связи с этим г-н Пепеляев не исключает, что часть регионов сможет приступить к сбору этого налога лишь в 2003 году.
Светлана МИХАЙЛОВА, Виктор ХАМРАЕВ