|
|
N°145, 15 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приближаясь к совершеннолетию
Выставка новых поступлений в ГЦСИ
День рождения ГЦСИ приходится на лето. По традиции к нему готовят выставку новых поступлений и художественно оформляют угощение в уютном дворике. В этот раз наглядная агитация была посвящена четырнадцати годам. Краткие выписки из законов разных стран, обычаев, традиций и эпизодов биографий великих людей утверждали: в этом не вполне совершеннолетнем возрасте возможны серьезные достижения, если ты Моцарт; замужество, если повезло родиться в определенной части света; и даже получение паспорта в родимом отечестве. Приходится и ГЦСИ числить почти взрослым, оценивая его разностороннюю деятельность по гамбургскому счету. Тем более что выставка к тому располагает -- удобная, красивая, она выглядит на редкость осмысленной для жанра «новых поступлений». Удивительно, но хотя на ней практически нет работ, закупленных специально для этой коллекции, зрителю предлагают совсем не случайный набор из серии «чем богаты -- тому и рады». Работая в условиях жестокой конкуренции с богатыми коллекционерами, ГЦСИ не выглядит проигравшим -- никаких почеркушек третьего ряда, обреченных прозябать в запасниках, на выставке нет, почти все пополняющие собрание произведения будут полезны для экспонирования, есть даже некоторое количество шедевров. Особенно среди фотографий, «поступления» на них чрезвычайно урожайны: дело в том, что сейчас раздают по музеям большую фотоколлекцию, которую собирала в конце прошлого века другая государственная организация -- РОСИЗО. При том как быстро меняется пейзаж современного искусства, работы Игоря Мухина, Татьяны Либерман, Сергея Леонтьева, Александра Слюсарева пятнадцати-двадцатилетней давности уже классика. С дистанции не очень большого размера смотрятся они «золотым веком» отечественной фотографии, совершенно непонятно, куда и зачем удалились прекрасные денечки, отчего эти авторы теперь так не могут. Еще один подарок из прошлого, невероятная удача -- обретение эпохальной работы Сергея Шутова «Асса, племяши» -- блистающего блестками и украшенного ласковыми меховыми кусочками яркого холста размером два на три метра. Это одна из лучших картин художника, памятник эпохи перестройки, времени открытия обществом нового искусства, синтеза всего со всем. Удивительно, что это произведение, генетически связанное с легендарным фильмом, а органически -- с мощным сдвигом буквально всех общественных пластов, в заграничных далях навсегда не пропало. А ведь казалось, что работы наших художников, массово уходившие за рубеж в темные и бедные 1990-е (не всегда даже в коллекции, иногда просто как сувениры), канули в Лету навсегда. Но картина выкуплена Федеральным агентством по культуре и кинематографии, и досталась она организации, которой в пору ее создания еще не существовало.
Как обычно, многие работы на выставке помечены как дар авторов. Но это не такие подарки, которым, как известному коню, лучше не смотреть в зубы. На протяжении года ГЦСИ активно участвует в производстве работ к своим выставкам, художники поддерживают его собрание не абы чем, а вещами достойными -- непростые взаиморасчеты гасятся трогательным старомодным ощущением общего дела. В этом году центру подарили «Зимний вид памятника терминатору» Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев; бескорыстно расстался с частью своей огромной инсталляции «Тайная жизнь деревьев или Дневник Борисова» Игорь Макаревич, передал большую картину ужасного содержания Константин Батынков, отдал работы из старой серии «Слоники» и «Папуасы» Вадим Захаров. Активная работа провинциальных филиалов ГЦСИ поспособствовала пополнению коллекции видеоинсталляцией нижегородской ПРОВМЫЗы «Три сестры» и механическими объектами «Зуд» екатеринбургской группы «Куда бегут собаки».
Еще одна трогательная традиция: в честь дня рождения родного центра его руководители ежегодно расстаются с произведениями из своих личных, десятилетиями жизни в искусстве накопленных коллекций. В прошлом году выставку украшал художественный руководитель Леонид Бажанов, в этом широкий жест делает директор центра Михаил Миндлин -- «Утраченные идеалы счастливого детства» Тимура Новикова с изображениями трогательных пионеров очень подходят имениннику нежного возраста.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ