Время новостей
     N°144, 14 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2006
Войне - конец?
Боевые действия в Ливане продолжатся уже как "оборонительные"
Прекращение огня между Израилем и ливанской группировкой «Хизбалла» было назначено на сегодняшнее утро, на 8-00. Об этом объявил вчера генсек ООН Кофи Аннан, согласовавший это время с премьерами Израиля и Ливана Эхудом Ольмертом и Фуадом ас-Синьорой. Война, начавшаяся 12 июля, имеет шансы завершиться, но говорить об этом можно пока только с осторожным оптимизмом. Формальное завершение боевых действий еще не означает, что на ливано-израильской границе больше не будут слышны выстрелы и разрывы бомб.

В основу мирного урегулирования легла резолюция Совета Безопасности ООН №1701, принятая 11 августа. Она призывает к «немедленному прекращению всех атак со стороны «Хизбаллы» и немедленному прекращению Израилем всех наступательных военных операций». Заметим, наступательных, но не оборонительных. Это означает, что израильтяне вправе реагировать огнем на нападения боевиков. Под этим же предлогом они могут продолжить зачистки юга Ливана в зоне от границы до реки Литани, у русла которой вчера срочно высадился израильский десант.

Резолюция, таким образом, не сильно помешает израильтянам выполнять поставленную задачу: разоружать группировку «Хизбалла» насильственными методами и вытеснять боевиков с юга Ливана. В тех горных районах партизаны «Хизбаллы» обосновались с 1982 года, борясь с израильской оккупацией. В мае 2000 года израильтяне покинули южный Ливан, но «Хизбалла» не прекратила вооруженные вылазки, объявив, что под оккупацией остались высоты, расположенные на стыке израильской, ливанской и сирийских границ и известные под названием «Фермы Шебаа». Израиль счел эти высоты сирийскими, а потому остался на них. И вот теперь, во избежание дальнейших недоразумений, указанные высоты могут временно передать под юрисдикцию Организации Объединенных Наций, до выяснений вопроса, кому они принадлежат.

К сожалению, резолюция СБ ООН №1701, рождавшаяся в муках и спорах, не оговаривает подробно важный вопрос, когда и как будет решаться судьба высот «Фермы Шебаа». В ней лишь принимается во внимание план, предложенный накануне премьер-министром Ливана Фуадом ас-Синьорой и состоящий из семи пунктов. Один из них как раз и говорит о необходимости передачи спорных высот под международный контроль. Найденное решение почти идеально, но, видимо, устраивает не всех, и резолюция Совбеза лишь вскользь касается этой темы. Жаль, конечно, ведь тем самым сохраняется повод для возобновления боевых действий. Но отрадно уже то, что в течение 30 дней генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и его помощники должны будут представить подробный проект решения территориального спора. Кроме того, Аннана обязали через неделю доложить Совбезу ООН о выполнении предписанных резолюцией мер, а в течение 30 дней представить предложения по разоружению «Хизбаллы».

То, какой получилась резолюция, и то, как долго шла работа над ней, еще раз показало, какой неповоротливой и зависимой от политической конъюнктуры сегодня является Организация Объединенных Наций. Сам генсек ООН Кофи Аннан выразил сожаление по поводу того, что резолюция о прекращении войны была принята столь поздно, почти через месяц после начала конфликта. Но генсек ничего не мог поделать в обстоятельствах, когда за каждый пункт, за каждое слово сражались не только участники конфликта, но и международные посредники. По словам генсека, он предпочел бы, чтобы «Хизбалла» и Израиль остановили войну уже вчера, дабы «исполнить дух и устремленность решения Совбеза ООН», цель которого -- «спасти человеческие жизни».

Москва в числе тех, кто был недоволен этой медлительностью и пытался подтолкнуть ООН к более решительным действиям. В четверг вечером Россия даже предложила Совбезу ООН свой проект резолюции. Он предусматривал 72-часовое перемирие на юге Ливана, необходимое, как пояснил постпред России при ООН Виталий Чуркин, «по гуманитарным соображениям». Его коллеги из США и Израиля Джон Болтон и Дан Гиллерман - выступили против российского проекта. Израильтянин объяснил, что передышкой воспользуются не только мирные ливанцы, но и боевики «Хизбаллы». Тем не менее, вызвавшее резонанс российское предложение подтолкнуло работу над основным проектом резолюции, предложенным Францией и США.

В итоге резолюция СБ ООН концентрируется на вопросе, кто будет обеспечивать безопасность юга Ливана, а заодно и северных границ Израиля. То есть кто проследит за тем, чтобы с ливанского юга ушли партизаны «Хизбаллы», а сама группировка была разоружена. По замыслу, это сделают международные миротворцы. Также на юг Ливана войдут части правительственной ливанской армии. Они будут заходить в создаваемую на юге буферную зону по мере ухода оттуда израильских военных. Сколько времени понадобится на этот параллельный «заход-уход», пока остается неясным.

На юге уже стоят с 1978 года Временные миротворческие силы ООН в Ливане (ЮНИФИЛ). Это 2 тыс. человек, не имевших больших полномочий и даже права на ношение оружия. Теперь их мандат, продленный до 15 августа 2007 года, будет расширен, а численность увеличена до 15 тыс. Миротворцам поручено контролировать прекращение боевых действий. Они должны сопровождать войска Ливана и помогать им в ходе развертывания. Совбез ООН оставил за собой право принять еще одну резолюцию для расширения полномочий «голубых касок». О готовности участвовать в международных силах по стабилизации заявил ряд стран, включая Францию и Турцию.

России тоже придется определиться, посылать ли на юг Ливана своих миротворцев или нет. По данным «Времени новостей», МИД России пока выступает категорически против этого. Глава Совета Федерации Сергей Миронов тоже не поддержал эту идею, хотя ливанцы и зазывают россиян на юг своей страны. А вот глава думского комитета по международным делам Константин Косачев не исключил, что «российские миротворцы могут быть направлены в Ливан». Решение будет приниматься президентом.

Правительство Израиля вчера «с трудом», но единогласно приняло к исполнению резолюцию Совбеза ООН. По словам Ольмерта, ее реализация покончит с ситуацией, когда «Хизбалла» была «государством в государстве», и теперь у Израиля «есть официальный адрес, по которому он может обращаться - правительство Ливана». Премьер пообещал назначить помощника, который займется судьбой двух израильских солдат, с захвата которых 12 июля боевиками «Хизбаллы» и начался этот конфликт. Министр обороны Амир Перец сказал, что «центральный вопрос перемирия в том, как «Хизбалла» будет его соблюдать». А глава МИДа Ципи Ливни потребовала, чтобы правительство Ливана немедленно направило свои войска на юг страны.

Правительство Ливана, в которое входят два члена «Хизбаллы», позавчера тоже единогласно одобрило резолюцию. В нее включены уточнения, которых добивался Бейрут, в частности, обязательство, что войска Израиля в приемлемо короткий срок уйдут из Ливана. Правда, еще перед заседанием министр культуры Тарик Митри сказал, что «прекращение огня на условиях, когда одна сторона имеет право продолжать боевые действия, -- это не прекращение огня». Ливанцы не слишком рады тому, что Совбез ООН оставил Израилю право на «оборонительные операции», что может толковаться еврейским государством по своему усмотрению.

Премьер ас-Синьора опроверг вчера сообщения о том, что на субботнем заседании министры от «Хизбаллы» заявили о нежелании разоружаться. Лидер группировки шейх Хасан Насралла поддержал резолюцию, хотя и с оговорками. Выступая вчера в телеэфире, шейх обещал уважать призыв Совбеза ООН к прекращению огня и оказать содействие армии Ливана и миротворцам. Но отметил, что «Хизбалла» продолжит сопротивление и самозащиту до прекращения агрессии и оккупации Израиля». Насралла назвал резолюцию «небеспристрастной», так как она не осуждает Израиль за «военные преступления». В Израиле, впрочем, тоже недовольны тем, например, что резолюция не требует немедленного освобождения двух израильских солдат.

МИД Ирана, страны, обвиняемой США в военной поддержке «Хизбаллы», отметил «несбалансированность» резолюции. Тегеран доволен тем, что она предусматривает прекращение огня, но ожидал, что «документ полностью закроет пути режиму Израиля для продолжения преступлений». По мнению МИД Ирана, месячная отсрочка с принятием резолюции «нанесла ущерб авторитету Совбеза ООН».

Примечательно, что в субботу, вслед за единогласным пятничным голосованием по резолюции, МИД России и президент США Джордж Буш почти в унисон высказались в том смысле, что стороны хорошо поработали в Совбезе. По оценке МИДа, в резолюции отражено ключевое требование о немедленном прекращении боевых действий, что являлось последовательной линией Москвы, а также «учтены законные требования Ливана» и «заложены положения, отвечающие интересам безопасности Израиля».

Елена СУПОНИНА, Александр САМОХОТКИН
//  читайте тему  //  Cитуация в Ливане