|
|
N°144, 14 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Самое важное не наделать ошибок»
Правительство продолжает формирование «точек роста» в российской экономике. В начале августа был объявлен конкурс на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В ближайшее время должен состояться следующий конкурс -- на создание промышленно-производственных зон. О том, ради чего государство создает эти «острова свободы», кто может рассчитывать на победу в объявленных конкурсах, обозревателю «Времени новостей» Вере СИТНИНОЙ рассказывает глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий ЖДАНОВ.
-- Как проходит конкурс на создание туристско-рекреационных зон?
-- На сегодня в том или ином виде свою заинтересованность проявили 43 субъекта федерации. Но пока это нельзя назвать полномасштабной заявкой, потому что конкурс объявлен только 1 августа. Формат заполнения заявки требует детального изучения правил. Герман Герф подписал приказ, который до мелочей устанавливает все правила игры. Мы пока получили только две официальные заявки, обе от Краснодарского края. Всего, надеемся, их будет около 50. Но победителей, к сожалению, будет мало. На то есть несколько причин. Во-первых, финансирования за счет федерального бюджета хватит не более чем на пять заявок. Во-вторых, регионы, желающие развивать туризм, должны и сами вкладывать деньги. В идеале софинансирование со стороны региона должно быть не менее 50%. Заявки, предусматривающие менее 30% регионального финансирования, имеют, честно говоря, мало шансов на успех. Хотя мы понимаем, что не все дотационные регионы в состоянии взять на себя такие финансовые обязательства.
Кроме этого, нельзя забывать, что все ОЭЗ развиваются в порядке эксперимента. И на мой взгляд, самое важное не наделать ошибок. Победителей будет максимум пять, а может быть, и меньше.
-- А какие еще требования предъявляются к заявке кроме готовности региона оплатить свою часть расходов?
-- Требований достаточно много. Одного желания региональных властей будет явно недостаточно. Если нет инвесторов, нет потенциальных резидентов, готовых работать в зоне, то на рассмотрение заявки моим агентством можно не рассчитывать. Если нет инициативы российского или зарубежного бизнеса, то нам разговаривать не о чем. Это основное правило.
-- А есть ли требования по наличию инфраструктуры?
-- Инфраструктуры может и не быть. Например, на озере Байкал, а это, по моему мнению, будет один из наиболее интересных проектов конкурса, никакой инфраструктуры нет и в помине. Но обязательно должны быть представлены доказательства уникальности места. Мы должны быть уверены, что если мы там все настроим, это будет востребовано в дальнейшем. Мы будем проводить совместный анализ с Федеральным агентством по туризму. Но не только наши специалисты будут оценивать, мы собираемся приглашать и представителей крупнейших иностранных фирм.
-- Когда будет объявлен дополнительный конкурс по промышленно-производственным зонам?
-- Не раньше осени. Мы решили, что начинать этот процесс летом -- только терять время из-за летнего затишья. Но сразу хочу сказать, зон этого типа будет одна, максимум две.
Президент предложил обратить особое внимание на Дальний Восток, Сибирь и Урал. То направление будет рассматриваться приоритетно. Но не исключены неординарные решения.
-- Больше шансов у тех, кто уже подавал заявку?
-- Не обязательно. Некоторые талантливые предложения появились совсем недавно.
Но есть и ранее поданные. Например, на прошлом конкурсе третье место получила заявка «Шексна» из Вологодской области. Мы продолжаем с ней работать. Хотя географии, которую назвал глава государства, заявка не соответствует.
-- Должен появиться еще один вид ОЭЗ -- портовые зоны. Однако рассмотрение этого проекта на правительстве все время откладывается...
-- Дело в том, что мы пока не можем согласовать поправки с Минфином. Хотя разногласий осталось немного. Основная причина в том, что Минфин хочет понять, какой объем средств понадобится на создание этих зон, однако пока не проведен конкурс, определить даже примерную сумму невозможно. Но Алексей Кудрин не отрицает возможности решения этого вопроса в законодательном плане уже в этом году. Так что, думаю, компромисс скоро будет найден.
-- Но ведь ответ на вопрос, во сколько обойдется зона, был неизвестен по любому типу зон?
-- Но портовые -- самые дорогие зоны, какие только можно себе представить. Портовая инфраструктура стоит в десятки раз дороже, чем инфраструктура, необходимая для любого другого типа зон. Это вызывает опасения финансового ведомства. Хотя обойтись без этого типа зон нельзя.
|