|
|
N°143, 11 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фонды грабятся - музеи создаются
Вопреки трагедии внук Якова Чернихова полон надежд и планов
После скандальных краж из сокровищниц отечественной культуры, Эрмитажа и Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), свое веское слово сказал президент Путин. Вчера он дал поручение правительству создать комиссию для организации и проведения работы по комплексной ревизии культурных ценностей, находящихся в музейном фонде России. По словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, президент поручил принять участие в работе комиссии представителям МВД, Министерства культуры, ФСБ, Генпрокуратуры и других заинтересованных органов исполнительной власти. Комиссия должна быть создана до 1 сентября.
Напомним, что в конце июля Эрмитаж сообщил о пропаже 221 экспоната из Русского отдела. Ориентировочная стоимость украденного -- около 130 млн руб. В настоящее время обнаружено 16 экспонатов, пропавших из музея. Причем последние три на сумму около 100 тыс. долл. были найдены вчера днем на Московском вокзале. По данным УФСБ, "днем в управление позвонил мужчина и сообщил, что две иконы и крест находятся в ячейке камеры хранения". Там их и нашли. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на вчерашней встрече с тележурналистами заверил общественность, что самый ценный предмет -- икона "Собор всех святых" конца XIX века возвращена одной из первых.
На той же встрече с журналистами директор заявил, что на обеспечение безопасности в Эрмитаже в 2007 году будет потрачено 150 млн руб. По его словам, в настоящее время администрация музея совместно со специалистами «Роскультуры» и «Росохранкультуры» вырабатывает изменения в системе учета и хранения экспонатов. В частности, предполагается ввести систему электронной фиксации посещения хранилища сотрудниками. Рассматривается также вопрос о назначении надбавок к зарплате хранителей.
На вопрос представителей прессы о вероятности его добровольного ухода Михаил Борисович ответил довольно резко: "После того, что я видел в газетах, от меня вы этого не дождетесь".
Вчера же отрадную новость сообщило управление «Росохранкультуры». 274 рисунка (их стоимость 1,3 млн долл.) из объявленных пропавшими в ходе недавней проверки находящегося в РГАЛИ фонда выдающегося архитектора-конструктивиста Якова Чернихова удалось оперативно выявить на внутреннем антикварном рынке. Их вернули РГАЛИ. Скоро обещают вернуть и девять других рисунков из того же разграбленного архива Якова Чернихова, которые всплыли в ходе июньских торгов аукционного дома Christie's. Прокомментировать ситуацию с хищением и возвращением графики великого мастера обозреватель «Времени новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ попросил главу Международного фонда имени Якова Чернихова внука зодчего, тоже архитектора Андрея ЧЕРНИХОВА.
-- С конца 80-х годов вы регулярно делаете выставки, посвященные наследию деда. Они ездят по всему миру и пользуются огромным успехом. Когда же в последний раз вы лично посещали РГАЛИ и видели фонд своими глазами?
-- В 2003 году. Позже там не работал.
-- Кто же определил, что заменено фальшаками именно 80% архива архитектора?
-- Сотрудники «Росохранкультуры» и Международного фонда имени Якова Чернихова, которые начали проверку РГАЛИ сразу после того, как мне удалось идентифицировать выставленные на Christie's листы с теми, что хранились в РГАЛИ. В Москве нашли около 700 подделок. У меня сложилось впечатление, что «куклы» изготавливал псих ненормальный. Фальшаки клались не в виде оцифрованных копий, а в виде инфантильных рисуночков с корявой имитацией даже оборотной стороны оригинала.
-- Так сколько единиц хранения фонда Чернихова числится в РГАЛИ в принципе?
-- Точно сказать не могу. Единицами хранения в архиве являются папки. Их сотни. В отдельных могут быть несколько фотографий и официальных бумаг. В других -- десятки архитектурных эскизов. У нас была цель открыть исследователям все художественные работы Якова Чернихова. С 1992 года международный фонд начал работу по сканированию основного объема графики. Была достигнута договоренность между нами и РГАЛИ: мы брали на себя труд сделать электронный каталог произведений деда, РГАЛИ открывал фонды. К 2003 году было создано около 1000 имиджей, но процесс завершился не полностью.
-- Как удалось так быстро вернуть треть краденого?
-- Об этом лучше спросить сотрудников «Росохранкультуры». Предполагаю, что цепь они выстроили четко и быстро. Выявили, кто у кого покупал. Вышли на похитителя. Потом дилемма -- или отдаешь по доброй воле, или уголовное дело. Понятно, какой вариант предпочтительней для большинства.
-- В РГАЛИ хранится самая большая часть наследия Якова Чернихова. Кто ее туда передал?
-- Моя мама, Вера Яковлевна, и третья жена Якова Чернихова Софья. Случилось это в конце 50-х годов. Через несколько лет после смерти деда.
-- Расскажите, пожалуйста, о вашем фонде.
-- Как известно, среди мастеров русского архитектурного авангарда Яков Чернихов был в числе самых парадоксально и смело мыслящих. Деятельность его была многогранна. Его интересовали и проблемы формообразования, и исследование шрифтов и орнаментов, и практическое проектирование промышленных сооружений, и архитектурные утопии идеальных городов прошлого и будущего, и даже дизайн военной маскировки. Чернихов жил мириадами идей сразу, они запечатлены в его фантастически красивых, виртуозных графических проектах. И эти графические проекты до сих пор остаются высочайшей школой. Не зря же дед предлагал понять сущность построения через игру вариаций посредством филигранного решения сложнейших графических задач.
Чернихов воплощал идеал открытого миру, постоянно находящегося в общении с ним экспериментатора. Потому основным направлением деятельности нашего фонда мы считаем поддержку смелых и дерзких работ в области инновационной архитектуры, поддержку тех, кто не приучил еще себя мыслить рутинно -- студентов и даже маленьких детей.
14 ноября мы будем вручать Международную премию имени Якова Чернихова в области концептуальной архитектуры. Ее получат молодые мастера за архитектурную идею, сочетающую новаторский ответ архитектора современности и профессиональный вызов будущему. Кураторы премии -- мегазвезды Заха Хадид и Патрик Шумахер.
-- На сайте вашего фонда (www.icif.ru) в разделе «Сохранение наследия» анонсировано создание в Москве в этом году галереи архитектурного авангарда имени Якова Чернихова. Не изменились ли планы в связи с последними драматическими событиями?
-- Нет. Если мэр выполнит обещание и мы получим дом, то галерея откроется в ноябре. Я передам туда свой немалый архив деда. Он составит основу экспозиции, которая будет пополняться в том числе и благодаря работам лауреатов Международной премии имени Якова Чернихова.
|