|
|
N°143, 11 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неукротимый Фидель
Кубинский лидер борется с недугом и американским империализмом
Послезавтра Фиделю Кастро Рус исполняется 80 лет. Юбилей мог бы стать национальным праздником, но 31 июля Кастро попал в больницу, передав властные полномочия 75-летнему брату Раулю. Такого не случалось за время почти полувекового правления вождя. Вчера спикер кубинского парламента Рикардо Аларкон заявил о необходимости строго ограничить сведения о состоянии здоровья лидера, дабы его болезнью не воспользовались США, более 40 лет угрожающие Кубе агрессией.
Братья Фидель и Рауль неразлучны всю жизнь. Баюкала их чернокожая бабушка, а воспитывал отец, креол-землевладелец, занимавшийся выращиванием сахарного тростника в провинции Пинар-дель-Рио. Он направил Фиделя в иезуитский колледж, где юноше привили умение находить выход из сложных ситуаций и дали необходимые знания для поступления на юридический факультет Гаванского университета, по окончании которого в 1949 году перед ним открывалась привлекательная карьера адвоката.
Но Кастро выбрал путь политической борьбы, вступив в Партию кубинского народа. Он даже был выдвинут кандидатом в депутаты парламента, но в марте 1952 года генерал Фульхенсио Батиста, организовав путч, установил диктаторский режим. Кастро собрал единомышленников, и 26 июля 1953 года они атаковали казармы правительственных войск «Монкада» в городе Сантьяго-де-Куба. Большинство революционеров погибли, а 27-летний Кастро оказался на скамье подсудимых, с которой выступил со знаменитой речью «История меня оправдает». В ней он впервые изложил программу кубинской революции. Суд приговорил Кастро к 15 годам тюрьмы, однако через пару лет его и других выживших повстанцев выслали с Кубы в Мексику.
В эмиграции Кастро готовил новое наступление. В декабре 1956 года его отряд тайно высадился на Кубе с яхты «Гранма», но повстанцы попали в засаду, и лишь несколько человек во главе с Кастро пробились в горы Сьерра-Маэстра. 1 января 1959 года набравшие силу повстанцы вошли в Гавану, а в феврале Кастро стал премьером революционного правительства, взявшего курс на построение социализма. Выразилось это в национализации имущества не только иностранных компаний, но и всякой частной собственности, вплоть до ресторанчиков и парикмахерских. Аграрная реформа изгнала помещиков, на их землях создали кооперативы.
В 1961 году США разорвали дипотношения с Кубой и установили ее блокаду. Около 650 тыс. кубинцев уехали преимущественно во Флориду, где образовалась влиятельная диаспора, мечтающая не только поучаствовать в будущем обустройстве Кубы, но и вернуть отобранную собственность. Образ коварного врага до сих пор помогает Кастро держать в отмобилизованном состоянии свой народ, объясняя трудности внешней угрозой.
С 1965 года на Кубе одна руководящая партия -- коммунистическая (генсек Фидель Кастро). При ней есть аналог комсомола «Хувентуд ребельде» («Повстанческая молодежь»), газета «Гранма», государственные радио, телевидение и информагентство «Пренса Латина». Тотальную боеготовность общества поддерживают тысячи «комитетов защиты революции» на местах. При этом Куба добилась несомненных достижений в социальной сфере, став первой в Западном полушарии страной, свободной от неграмотности, да и детская смертность там самая низкая в Латинской Америке.
Кастро дождался появления нового поколения «красных лидеров» в Латинской Америке. Под его влиянием президент Венесуэлы Уго Чавес превратился в неистового приверженца идеи построения справедливого общества, причем в панамериканском масштабе. В середине июля Кастро неожиданно прилетел в Аргентину, где в городе Кордоба выступил на митинге с двухчасовой речью, пообещав: «Империализм больше 50 лет не протянет. Битва будет выиграна при помощи идей, а не оружия».
По возвращении Кастро с юношеским задором произнес пламенную речь перед 100 тыс. соотечественников, собравшихся по поводу очередной годовщины штурма «Монкады». Казалось, вождь находится в великолепной форме, но в конце месяца ему пришлось перенести операцию на кишечнике.
Кастро можно горячо любить и так же люто ненавидеть. Я беседовал с команданте в величественном гаванском Капитолии -- это было в апреле 1969 года на учредительном собрании Общества кубино-советской дружбы. Тогда мне стало ясно, что Фидель -- яркая неординарная личность, оказывающая магнетическое воздействие и неизгладимое впечатление на окружающих.
Эмиль ДАБАГЯН, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН