Время новостей
     N°143, 11 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2006
Истина в VINе
Начальник ГУВД Москвы предлагает ввести обязательную предпродажную экспертизу автомобилей
О необходимости остановить эпидемию угонов машин в Москве заявил вчера начальник столичного ГУВД Владимир Пронин. На рабочем совещании в ГУВД он указал на необходимость ввести в городе обязательный предпродажный контроль автомобилей и даже поручил подчиненным проработать с Мосгордумой вопрос о законодательном обеспечении подобных мероприятий. Г-н Пронин посетовал на то, что в 2001-м были внесены серьезные поправки в постановление правительства Москвы №911 от 1996 года «О взаимодействии городских структур со службами ГУВД города Москвы в вопросах предотвращения незаконного завладения автотранспортом». Этот документ, по сути, обязывал всех соискателей лицензии на право осуществлять торговлю автомобилями и номерными запчастями проверять их предысторию на предмет криминала и таможенного оформления. Главный московский милиционер предлагает эту обязанность возродить. «Если в итоге это предложение будет принято, то вероятность легализации автотранспорта с измененными номерными агрегатами снизится, что, несомненно, скажется на уменьшении количества угоняемых машин в Москве», -- заявил руководитель ГУВД, напомнив о том, что в столице сегодня каждые сутки угоняют в среднем 40 автомобилей.

По сути, Владимир Пронин предлагает направлять все машины, продающиеся на вторичном рынке, на криминалистическую экспертизу -- дабы продавец получил там справку, гарантирующую «юридическую чистоту» истории автомобиля. Как сообщили «Времени новостей» в Управлении информации и общественных связей (УИОС) ГУВД, предполагается, что только при наличии такого документа возможно будет продать машину. Однако Владимир Пронин не стал разъяснять, кто именно должен платить за осмотр у эксперта: оформляющий куплю-продажу комиссионный магазин или продавец автомобиля. В ГУВД пока не делятся подробностями, ссылаясь на то, что «это только идея и механизма пока не существует». «Это предложение находится в стадии обсуждения и разработки, -- заявил «Времени новостей» представитель УИОС ГУВД Игорь Башев. -- Смысл его в том, что если вы добросовестный покупатель, вы должны знать, что при покупке ваш автомобиль будет тщательно проверен, что вы покупаете его законно». Г-н Башев затруднился пояснить, почему предложенный порядок проверки лучше ныне существующего контроля за «юридической чистотой» автомобилей во время неизбежных при купле-продаже процессов снятия и постановки на учет в ГИБДД. Где идентификационные номера машины (VIN) тоже «пробиваются» по базам розыска и проверяются сотрудниками МРЭО и зачастую сразу же -- экспертами-криминалистами. «Такого осмотра уже недостаточно, -- уверяет Игорь Башев. -- Есть много уловок, к которым прибегают угонщики, на этом рынке даже существуют свои специализации».

Правда, не все коллеги г-на Пронина поддерживают эту идею. "Какой-то процент «криминальных» машин, конечно, отловят, - полагает высокопоставленный работник ГУВД, - но это может создать гораздо больше проблем автовладельцам. Во-первых, сейчас МРЭО, которые смотрят номера при снятии и постановке на учет машин, зашиваются -- очереди огромные. Если нагрузить их еще и дополнительными экспертизами, то они только увеличатся. Да и затраты могут потребоваться в десятки миллионов. Кто платить за это будет?».

В сомнениях пока пребывают и лидеры общественных движений автомобилистов. «Пока я не могу понять, что имеется в виду, какой осмотр, кого он касается -- магазинов или частных лиц, -- заявил «Времени новостей» председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. -- Мы двумя руками за этот осмотр, если он поможет бороться с угонами. Но, к сожалению, не исключено, что эта процедура ляжет бременем на автовладельца, потребует траты времени, нервов и денег». Пока, по мнению г-на Лысакова, сделанные заявления "заставляют теряться в догадках и автовладельцев, и даже сотрудников ГИБДД».

Статистика автоинспекции, к слову, показывает, что и нынешние процедуры проверки позволяют выявлять немало криминальных машин. Владимир Пронин отметил вчера, что за семь месяцев текущего года сотрудниками автоинспекции было выявлено свыше 5100 машин с измененной или уничтоженной маркировкой узлов и агрегатов, а также около 2200 находящихся в розыске. Представители отдела пропаганды столичной автоинспекции заверили корреспондента «Времени новостей», что сегодня автомобили проверяются «по полной программе». А источник «Времени новостей» в федеральном департаменте обеспечения безопасности дорожного движения не увидел смысла в новой инициативе. «Те, кто занимается криминальными машинами, придумают массу способов уйти от экспертиз: это и «легализация» автомобилей за пределами МКАД, и продажа по гендоверенностям, наверняка появятся и липовые справки от экспертов, -- полагает наш собеседник. -- В общем, проще просто взять и перекрыть все въезды в Москву хотя бы на день. В итоге тоже обнаружат массу криминальных машин. Но какой ценой?».

Ирина БЕЛАШЕВА, Борис КОРАБЛЕВ
//  читайте тему  //  ГИБДД и ПДД