|
|
N°143, 11 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Открытый архив и его враги
За кражами следует следствие, за следствием -- выводы. Можно, конечно, приставить милиционера к каждому хранителю -- никто, правда, не доказал чистоту помыслов служителей порядка. Можно проверять в пробирной палате пробы на каждом драгоценном экспонате каждый день -- но потребное число хранителей и перевозок лишь увеличит опасность для сокровищ. Можно просто запереть все, никого не пущать -- но тогда возникает опасность, что высшие силы все тайно вывезут и продадут. Как и во всяком процессе, полицейские меры приводят к худшему. Например, после участившихся краж в РГАЛИ каждый раз ужесточают правила работы с материалами. В первую очередь для пользователей. То, что и раньше никогда не выдавали кому попало, в последние года три при новом руководстве РГАЛИ получать стало еще сложнее -- даже тем, кого сотрудники, отработавшие годы, знают наизусть (а новые лица появляются здесь не очень часто). Исследователям все чаще предлагают пользоваться микрофильмами -- хотя многие рукописи и надписи на рисунках и при работе с оригиналом с трудом расшифровываются. Как и в других архивах и музеях, существуют и полностью закрытые (и не только на законных основаниях) фонды, материалы, с которыми годами, иногда десятилетиями работают только сами сотрудники. А уж если внутри учреждения находится некто лично заинтересованный в публикации каких-либо материалов или надеющийся их пристроить по дружеским или финансовым резонам знакомым и родственникам, никакому самому известному исследователю их не выдадут. Скажут, что фонд не описан, закрыт или еще что-нибудь придумают. И что в этом фонде делается, не узнаем мы никогда -- нет описи, не проставлены номера, нет и разговора.
Малая доступность фондов удобна не только милиционерам и уборщицам. Политика «не пущать» не просто тормозит развитие науки, мешает публикациям, но и создает прекрасные возможности для недобросовестных людей: если предметы вдруг не попадут на знаменитый аукцион, как это случилось с рисунками Чернихова, их отсутствие может вообще никогда не обнаружится, особенно если на нужном месте тихо-мирно лежат бумажки с верно проставленными номерами и отдаленно соответствующим наименованиям документов содержанием. Вот ведь и черниховский фонд наверняка проверяли год назад, когда проводилась сплошная сверка личных фондов в связи с открывшейся кражей рукописей Блока, фотографий Чехова и Чайковского.
Считается, что изготовление копий и сплошные отказы в выдаче способствует сохранности документов. Но они же создают благодатную среду для расхитителей, понимающих, что оригинал документа никогда не будет выдан в читальный зал, не попадет в руки к квалифицированному знатоку, а значит, хватятся его лишь при следующей проверке, которая когда еще будет. И смотреть на бумажки при этом будут не специалисты, отлично знакомые с предметом своих многолетних исследований (будь то бумаги Булгакова, Крученых, Татлина или тот же Чернихова), а люди, способные сверить лишь номера и количество листочков, -- ведь тех, кто одновременно знает почерк Чехова и может читать рукописи Шостаковича, не сыщешь. Халтурно сделанные копии, которые подложили в черниховский архив, вполне способны убедить проверяющих -- не призовешь же на каждую многотысячную сверку экспертов из самых разных областей. Исследователь, вызывающий для своей работы самые разные материалы, оказывается естественным контролером -- при этом совершенно независимым и потому опасным для расхитителей. А за ним самим -- не беспокойтесь -- уже следит камера в читальном зале. Расслабиться не позволят жесткие порядки пользования архивом. Да и сам специалист после каждого знакомства с документами должен оставлять подпись на специальном листе пользователя да еще и в огромной амбарной книге при входе. Кроме того, он заинтересован в том, чтобы даже тень не коснулась репутации -- из архива выгонят навечно, а ведь для большинства профессия, которой овладевают долгие годы, -- смысл жизни и способ существования.
После кражи в Эрмитаже прозвучали громкие призывы сократить число выставок, заняться хранением. Безусловно, сохранность экспонатов -- задача важная. Но ведь и выставки являются тем самым внешним контролером. Вопреки убеждению почтеннейшей публики, на выставке почти невозможно что-то подменить -- слишком много глаз. Известно о дерзких кражах в экспозиционных залах и подменах в хранилищах, никто пока не сталкивался с подменами во время выставок. Пламенные выступления бывшего заместителя председателя Счетной палаты г-на Болдырева с телевизионных экранов -- это глас народа, не слишком верящего в то, что один черный квадрат можно отличить от другого. На самом же деле значительная часть подделок ловится натренированным взглядом -- не обязательно даже специалиста -- при желании может натренироваться и Болдырев. В отличие от довольно закрытого процесса экспертизы по залам выставок ходят многочисленные знатоки предмета, которым между собой договориться -- все равно, что тем же политикам сесть рядом в чистом поле. В процессе же передачи экспонатов их каждый раз описывают с подробностями, которые воспроизвести почти невозможно. Это не значит, что выставки -- дело безопасное, другое дело, что закрытые фонды опаснее вдвойне. Особенно при нынешней постановке музейного и архивного дела, когда низы -- в том числе отвечающие за несметные сокровища хранители -- буквально нищенствуют, руководство живет совсем неплохо, а посетители и тем и другим кажутся досадной обузой.
Безнадежная оторванность от внешнего мира дополняется весьма сложными отношениями внутри стареющих на глазах коллективов -- бывает, что сидящие в одной комнате хранители не разговаривают между собой дольше, чем многие из нас живут на этом свете, конфликты могут решаться разными способами, в том числе и опасными. Сочетание драгоценностей в руках и пустых карманов, близость к великим именам и несметным сокровищам не всякая психика выдерживает, но единственная известная автору попытка уволить опасного для экспонатов сотрудника по причине душевного нездоровья, подтвержденного серьезным диагнозом, провалилась -- человека восстановил суд, не считающий музей местом, связанным с повышенной опасностью. Денег на зарплаты нет -- при этом количество работающих в наших музеях приводит в изумление зарубежных коллег: первый вопрос любого из них, попадающего в служебные помещения, -- почему так много, второй -- почему они пьют тут чай. Конечно, не везде дела обстоят так плохо, -- есть музеи с климатом поздоровее, порядками почетче, зарплатами повыше -- но появляются такие не благодаря жесткой воле руководства и целенаправленной селекции, а будто сами по себе.
В чем состоит руководство Министерства культуры, почему не меняют очевидно не справляющихся со своими многочисленными обязанностями директоров музеев и по каким критериям изредка назначают новых -- тайна сия велика есть. Однако ясно, что здоровая обстановка в коллективе, предпочтение личных отношений профессиональным качествам и хорошее обслуживание публики, читателей и зрителей не являются одним из требований к начальникам. В результате негативного отбора музеи и архивы покидают профессиональные и жесткие хранители, не умеющие мириться с унижениями, скандалами и ничтожной зарплатой. Других набрать трудно -- если четверть века назад попасть на работу в ГМИИ имени Пушкина, например, было немногим проще, чем полететь в космос, то теперь туда зазывают объявлениями. Многочисленные сообщества плохооплачиваемых искусствоведов -- не слишком здоровая и очень закрытая среда, которой вряд ли пошло на пользу многолетнее величание сотрудников музеев едва ли не последними святыми на великой Руси. Увы, ни нищета, ни традиции не являются залогом честности.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ