|
|
N°142, 10 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Щедрость по Цельсию
Жаркая погода не помеха яркому зрелищу
Чемпионат Европы по легкой атлетике в Гетеборге подобрался к экватору. Спортсмены и гости свыклись с необычной в это время года для Швеции жарой. Вопреки прогнозам синоптиков, которые обещали резкое похолодание с середины недели, столбик термометра не хочет опускаться ниже 26 градусов. Местные жители говорят, что давно не припомнят такого лета. Ведь обычно под фразой «шведское лето» подразумеваются всего две недели по-настоящему теплой погоды. Кстати, знаменитый Андерс Цельсий, по шкале которого мы меряем температуру, родом из этой скандинавской страны.
Капризы погоды ни в коей мере не влияют на желание болельщиков воочию наблюдать за соревнованиями. Уже на подступах к новому стадиону «Уллеви» идет бойкая торговля билетами с рук. Понятно, что цена в несколько раз выше номинала. Билетный ажиотаж особенно бросался в глаза несколько дней назад, когда проходил финал в женском семиборье. Даже надвигающаяся гроза не изменила планов поклонников Каролины Клюфт прийти поддержать любимицу Швеции. Огромный стадион был полон до отказа, а несколько тысяч зрителей, не имевших билетов, довольно плотным кольцом стояли у главного входа, где имели возможность следить за всем происходящим на огромном табло.
Награждать победительницу Клюфт приехала старшая дочь в королевской семье принцесса Виктория. Иностранные журналисты да и, похоже, сами шведы узнали об этом непосредственно во время торжественной церемонии. Никаких особых мер предосторожности в виде усиленной охраны не было предпринято. Работа всех служб шла в обычном режиме. Хотя, как нам пояснили, на помощь шведским стражам порядка на время чемпионата были приглашены коллеги из соседских стран.
Невозмутимые на вид шведы оказались довольно сентиментальными людьми. Когда Клюфт разрыдалась, слушая гимн Швеции, звучавший в честь ее победы, у многих сотрудников пресс-центра тоже покатились слезы по лицу. Неподалеку от меня стоял пожилой волонтер лет шестидесяти, который не скрывал своих эмоций. Неожиданно я прочитала на его аккредитации русские имя и фамилию -- Дмитрий Шохин. Поймав мой удивленный взгляд, он по-русски подтвердил: «Да, да, у меня ваши коренья». «Корни», -- поправила я. «Именно. Мало общаюсь на русском, стал забывать язык», -- добавил мой собеседник.
Оказалось, что бабушка Дмитрия из Курска. Во время революции она вместе с семьей бежала в Швецию, и Дмитрий родился уже в этой стране. До пяти лет он вообще говорил только по-русски, поскольку беженцы селились неподалеку друг от друга и все говорили на родном языке. «Думать по-русски я перестал только после того, как отслужил в армии, а так для меня это был первый язык», -- сказал он.
Дмитрий живет совсем на другом конце Швеции. Но узнав о предстоящем чемпионате, решил непременно поработать здесь в качестве волонтера. Одиннадцать лет назад он также был добровольцем и на чемпионате мира по легкой атлетике, проходящем в Гетеборге. «Жаль, что тогда, в 1995-м, наши (команда из России) выиграли мало наград», -- напомнил он.
Три года назад Дмитрий впервые побывал на своей исторической Родине -- приезжал в Санкт-Петербург. «Знаете, несмотря ни на что, я испытал такие непередаваемые чувства, будто во мне заговорила родная кровь», -- признался он. И рассказал об одном случае, который произошел уже много лет назад. В один из дней он красил крышу своего дома. Неожиданно с российской стороны появился военный самолет. Он нарисовал в небе сердце и направился обратно. А через несколько минут вдогонку ему бросились два шведских самолета. «Не знаю, что было потом, но это нарисованное сердце до сих пор у меня перед глазами», -- закончил повествование Дмитрий.
По его словам, на этом чемпионате работают еще несколько русских. Но все они «новое поколение» -- те, кто сравнительно недавно приехал в страну. Согласно статистике, из 484 тыс. жителей Гетеборга 20% составляют люди, родившиеся за рубежом. Спорт и спортсменов в Швеции очень любят -- правда, без фанатизма. Считают, что каждый должен заниматься тем, что ему нравится. И если кто-то со временем пришел к выводу, что спорт -- это не главное занятие в жизни, то не стоит его за это осуждать. Примерно то же самое сказала журналистам и сама Клюфт. Правда, добавив, что пока спорт для нее первостепенное дело.
Ольга ЕРМОЛИНА, Гетеборг