|
|
N°142, 10 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ни у кого нет намерения сооружать стену!»
На берлинской границе погибли 125 человек
На этой неделе немцы отметят грустный юбилей. 45 лет назад, 13 августа 1961 года, по решению политбюро ЦК СЕПГ была установлена граница между Восточным и Западным Берлином. Так был заложен политический фундамент для последующего строительства Берлинской стены, отделившей американский, французский и британский сектора от столицы социалистической Германии. Стена стала главным символом «холодной войны» и раздела мира на военно-политические блоки.
За время существования стены предпринималось свыше 500 попыток бегства с востока на запад. У немецких историков до сих пор нет единого мнения, сколько человек погибло на этой границе. Обычно говорят о 227 жертвах. На этой неделе результаты своего исследования представил в Берлине Херманн Хертле из Потсдамского центра исторических исследований. По его уточненным данным, с 1961 по 1989 год у Берлинской стены погибли 125 человек. 70 беглецов были расстреляны при попытке преодолеть стену, еще 21 смельчак получил смертельные травмы. В остальных случаях речь идет о самоубийствах после неудавшихся попыток бегства, убитых солдатах-пограничниках, а также об убитых во время пограничного контроля людях, не намеревавшихся бежать на запад.
Общая граница между ГДР и Западным Берлином составляла 155 км, протяженность Берлинской стены была 106 км. Это сооружение, собранное из 45 тыс. отдельных плит высотой 3,6 и шириной 1,2 метра, разделило между востоком и западом 192 берлинские улицы. Вдоль «антифашистского защитного вала» располагались 302 вышки с часовыми и стрелками-снайперами. Так называемая «полоса смерти» площадью 450 тыс. кв. метров была образована «внутренней» и «внешней» стенами, проходившими на расстоянии от 30 до 100 метров друг от друга. На охране границы было задействовано свыше 10 тыс. пограничников ГДР -- солдат и офицеров.
Как в создании, так и в падении Берлинской стены фатальную роль сыграли пресс-конференции, периодически проводившиеся в ГДР для иностранных журналистов. 15 июня 1961 года репортеров принял первый секретарь ЦК СЕПГ Вальтер Ульбрихт. Эта встреча состоялась через десять дней после того, как в Вене Никита Хрущев передал президенту США знаменитый меморандум по Берлину. В этом документе советское руководство сообщало о грядущем сепаратном подписании мирного договора между СССР и ГДР и предлагало придать Западному Берлину, экономически и политически привязанному к «реваншистской» ФРГ, статус «демилитаризованного вольного города».
Советские предложения Запад встретил с неприязнью, развернув широкую контрпропагандистскую кампанию. Вопросы журналистов Вальтеру Ульбрихту были сосредоточены вокруг проблемы «свободного города Западный Берлин», ведь о будущей стене тогда еще никто не догадывался. Аннемарие Дохерр из западногерманской газеты «Франкфуртер Рундшау» задала ничем не примечательный вопрос: «Означает ли, господин Ульбрихт, что с образованием вольного города государственная граница пройдет по Бранденбургским воротам? И отдаете ли вы себе отчет обо всех последствиях?» И тогда Ульбрихт проболтался о готовящемся возведении стены вокруг Западного Берлина: «Я понимаю ваш вопрос так, что в Западной Германии есть люди, которые хотели бы, чтобы мы мобилизовали наших рабочих на строительство стены. Мне ничего не известно о существовании такого намерения. Строители заняты главным образом сооружением жилья, и все их силы сосредоточены только на этом. Ни у кого нет намерения сооружать стену!»
Однако не прошло и двух месяцев, как на рассвете 13 августа западная часть Берлина оказалась опутана колючей проволокой и баррикадами. В последующие дни и недели это ограждение заменяли «стабильной» стеной. В лексиконе государственной пропаганды ГДР слово «стена» отсутствовало. Официально это сооружение называлось «антифашистским защитным валом» или «границей».
Падение стены 9 ноября 1989 года также началось с международной пресс-конференции в Берлине. В тот день член политбюро ЦК СЕПГ Гюнтер Шабовский встретился с журналистами, чтобы проинформировать их о решении партийного руководства упростить поездки граждан ГДР за рубеж. Он достал из кармана скомканные бумажки и зачитал выдержки готовящегося постановление ЦК СЕПГ: «Разрешения на частные поездки за границу могут быть запрошены без указания причин... Разрешения будут даваться в сжатые сроки... Постоянный выезд будет происходить через все пограничные КПП из ГДР в ФРГ».
Это были лишь предварительные наметки партийного руководства, но тут прозвучал вопрос итальянского журналиста Рикардо Эрманна: «И когда же это все вступает в силу?» Член политбюро, недолго думая, выпалил: «Вступает в силу, насколько мне известно, прямо сейчас, незамедлительно». Журналисты бросились к телефонам. Спустя считаные часы толпы жителей Восточного Берлина уже штурмовали КПП в черте города.
Юрий ШПАКОВ, Берлин