|
|
N°198, 26 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Генерал Исмаил Хан: Люди ждут краха талибов
Вчера в пакистанском Пешаваре закончилось двухдневное совещание представителей влиятельных афганских партий, движений и этнических групп, в котором приняли участие около тысячи человек. Постановили созвать лойя джиргу (большой совет) -- традиционный совет старейшин, на котором афганцы обычно принимают самые важные для страны решения. Участники пешаварского совещания считают, что лойя джирга должна определить состав будущего коалиционного правительства Афганистана; предполагается, что его поначалу может возглавить бывший король Захир Шах. В Пешаваре также принято обращение к США прекратить бомбардировки. Обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий ДУБНОВ связался по спутниковому телефону с одним из лидеров Северного альянса Афганистана, бывшим губернатором провинции Герат генералом ИСМАИЛ ХАНОМ (его часто называют Львом Герата). 55-летний генерал несколько лет провел в плену у талибов в Кандагаре, откуда ему удалось бежать два года назад. Сейчас легендарный командир возглавляет фронт Северного альянса в провинциях Гор, Герат и Бадгис. Это первое интервью Исмаил Хана российской прессе.
-- Генерал, как вы относитесь к решению встречи в Пешаваре созвать лойю джиргу и обратиться к США с призывом прекратить бомбардировки Афганистана?
-- Если лойя джирга сможет собрать представителей всех народностей Афганистана, мы будем только приветствовать ее созыв. И в этом случае признаем руководителей страны, которые будут избраны лойя джиргой. Но мы категорически против участия в ней представителей «Талибана» как политической организации. Что касается американских ударов, то мы надеемся, что они наносятся только по военным объектам талибов и базам международных террористов. Впереди священный для нас месяц Рамадан, но, несмотря на его наступление, мы не прекратим борьбу с талибами и международными террористами.
-- Какая обстановка в провинциях, где вы проводите операции? Как отражаются бомбардировки на мирном населении?
-- Конечно, люди преисполнены страха. Но, несмотря на американские удары по военным объектам и базам террористов в Горе, Герате, Шинданде, нам известен только один факт попадания ракет по гражданскому объекту. Это дворец Калай-Шатир близ Герата, там погибло 9 мирных жителей и 15 ранено. Слава Аллаху, это единственный случай жертв среди гражданского населения. Зато талибы пребывают в смятении, они покинули все военные объекты и ушли в города, сейчас скрываются там в гостиницах, мечетях и домах мирных жителей. Беженцев не очень много, хотя народ в растерянности. Но люди настолько ненавидят талибов, что надеются на крах их режима и ждут прихода новой власти, когда восстановится прежняя жизнь.
-- Получаете ли вы гуманитарную помощь от международных организаций?
-- Несмотря на сообщения в мировой прессе о потоках такой помощи, здесь, на юге и юго-западе Афганистана, мы пока ничего не получили. А ситуация в стране катастрофическая, ведь у нас уже четыре года жестокая засуха, люди крайне нуждаются в продовольствии, одежде и лекарствах. Что касается нас самих, моджахедов, то мы не получали никакой помощи ни от нашего правительства внутри, ни от других государств извне. Мы даже оружие вынуждены покупать у местного населения по очень высоким ценам. Оно осталось у него со времен войны с шурави. Поэтому мы очень нуждаемся в военной и финансовой помощи.
-- Какую территорию контролируют ваши отряды?
-- Несколько недель назад мы взяли центр провинции Гор, город Чахчаран, но неделю назад ради сохранения жизни мирных жителей мои отряды ушли из центра города. Но вся территория от Чахчарана до Калайнау, центра провинции Бадгис, это 300 км, в руках наших моджахедов.
-- Вы воюете недалеко от границ с Туркменией, какая там сейчас обстановка?
-- Абсолютно спокойная. После моего освобождения из талибского плена мы начали работы на всех направлениях, начиная с провинции Бадгис. Надеемся, что развитие событий и дальше будет нам благоприятствовать и моджахеды с помощью Аллаха скоро приблизятся к границам с Туркменией.
-- А что происходит у границ с Ираном?
-- Вы знаете, что Иран перекрыл границы с Афганистаном и там сейчас совсем немного беженцев. Управление ООН по делам беженцев организовало у границ лагерь, где находятся 39 семей, это чуть больше 300 человек. Население из города Герат находит убежище в основном в соседних деревнях, но и оттуда люди в поисках работы днем направляются в город. Так что беженцев здесь на самом деле не так много.
-- У вас есть связь с генералом Дустумом, который воюет неподалеку от вас в районе Мазари-Шарифа? Есть ли у него реальные шансы в ближайшее время взять город?
-- Насколько я знаю, он сам и его бойцы настроены очень уверенно. Солдаты Дустума и Ата Мухаммада уже овладели четырьмя важными пунктами на подступах к Мазари: Чапчал, Чешимбек, Бешкан и Булуч. Там идут тяжелые бои, аэропорт Мазари-Шарифа уже четыре раза переходил из рук в руки, но я уверен, талибы в конце концов будут изгнаны из Мазари-Шарифа.
Беседовал Аркадий ДУБНОВ