|
|
N°141, 09 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жертва научной фантастики
Башкирский ученый-физик за сотрудничество с корейцами получил условный срок
Верховный суд Башкирии вчера вынес обвинительный приговор бывшему директору Института проблем сверхпластичности металлов Оскару Кайбышеву. 67-летнего ученого-физика признали виновным в незаконной передаче технологий двойного назначения корейской компании, а также в присвоении и растрате казенных денег, злоупотреблении служебным положением и хищении денежных средств в особо крупном размере с использованием подложных документов. По сравнению с предыдущими громкими делами «ученых-шпионов» Оскар Кайбышев, можно сказать, отделался довольно легко -- суд приговорил его к шести годам условного заключения, и физик остался на свободе. Однако и такое решение для него и его адвоката стало неожиданным -- они рассчитывали на полное оправдание и теперь намерены обжаловать приговор.
Ученый Оскар Кайбышев, известный во всем мире как создатель технологии сверхпластичности металлов, оказался в центре скандала в марте 2003 года. Тогда сотрудники башкирского ФСБ изъяли в Уфе у южнокорейских коммерсантов из компании ASA, занимающейся производством литых дисков, техническую документацию на 500 листах и несколько компакт-дисков. Экспертиза ФСБ пришла к заключению, что содержащаяся в документах информация может быть использована для производства ракет. В ходе следствия выяснилось, что все материалы в соответствии с условиями заключенного договора иностранцам передал уфимский Институт проблем сверхпластичности металлов. Ученый Кайбышев и его коллеги утверждали, что все предоставленные корейцам данные предназначались исключительно для усовершенствования технологий при изготовлении литых колесных дисков для автомобилей. Многочисленные представители Минэкономразвития, Российской академии наук и президиума экспертной комиссии также говорили, что двойные технологии корейцам не передавались. Однако спецслужбы обвинили академика в контрабанде военных технологий, а кроме того в присвоении и растрате казенных денег, злоупотреблении служебным положением и хищении денежных средств в особо крупном размере с использованием подложных документов.
Судебный процесс по делу ученого-шпиона проходил в закрытом режиме и длился около полугода. Обвинение попросило приговорить академика к шести годам лишения свободы в колонии общего режима, лишить его права занимать руководящие должности в научных учреждениях в течение трех лет и выплатить государству штраф в размере 3,5 млн руб. за причиненный материальный ущерб. Подсудимый же заявил о своей невиновности и о том, что «ФСБ его заказали конкуренты». «На основании показаний этих людей следствие сочло, что это двойные технологии. Если суд все изучит, то обвинение тут же рассыплется», -- говорил Кайбышев. Тем не менее судья Ильдар Агатулин признал ученого виновным по всем пунктам обвинения и определил наказание. Адвокат ученого Людмила Кулакова заявила «Времени новостей», что недовольна приговором: «Мы верили в полное оправдание. Видно, что дело шито белыми нитками, и мы направим протест в Верховный суд. Оскар Акрамович очень устал. Сейчас он дома, отдыхает».
По мнению правозащитницы, руководителя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, наблюдавшей за процессом по делу Кайбышева, «судебный приговор хотя и несправедлив, но ученому повезло, что не дали реальный срок». «Не тех ловят, -- сказала она. -- Это непрофессионализм наших спецслужб. Они не могут ловить настоящих шпионов, которые несомненно есть. Поэтому наши органы сажают таких, как Кайбышев. Никаких секретов, никаких двойных технологий он никому не передавал. Известно, что перед тем, как сотрудничать с корейцами, он все документы оформлял в надлежащем порядке. Мы всегда поддерживали Оскара Кайбышева и, если будет нужно, пойдем доказывать его правоту в Страсбург». «Активное в последнее время преследование ученых в России не способствует развитию науки в стране», -- подытожил председатель МХГ.
Действительно за последние несколько лет ФСБ объявила «шпионами» сразу нескольких крупных российских ученых. Несмотря на многочисленные экспертные заключения о том, что наши специалисты никаких секретных документов иностранцам не передавали, а обвинение строится по большей части на домыслах спецслужб, ученым это не помогло. Все они, по мнению правозащитников, стали жертвами шпиономании и получили длительные тюремные сроки. Самые известные примеры -- это заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела военно-политических исследований Института США и Канады Российской академии наук Игорь Сутягин и красноярский физик Валентин Данилов. Первому сотрудниками ФСБ было предъявлено обвинение в госизмене, которая заключалась в сборе и передаче агентам ЦРУ секретных данных о российской военной технике. В прошлом году Данилова осудили к 13 годам лишения свободы за шпионаж в пользу Китая. Сутягин же в 2004 году получил за ту же госизмену 15 лет. Его признали виновным в передаче англичанам информации, которую не считали секретной даже в Минобороны.
Алексей ИВЛЕВ