Время новостей
     N°198, 26 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2001
Накануне беседы
Москва относится к переговорам с Масхадовым со скепсисом
Встреча полпреда президента в Южном округе Виктора Казанцева с представителем главы Ичкерии Ахмедом Закаевым расценивается в Москве как начало переговоров. И перед некоторыми российскими политиками сразу же забрезжил призрак Хасавюрта. Но, похоже, в федеральном центре знают, о чем через десять дней пойдет разговор в Москве, так как помощник президента Игорь Иванов уверенно заявил вчера, что «возможные переговоры с представителями чеченских сепаратистов к новому Хасавюрту не приведут». Сам г-н Казанцев вчера категорически отказался даже намекнуть, что может стать предметом переговоров, и делать какие-либо прогнозы.

Скептиков, не верящих в результативность переговоров федерального центра с Асланом Масхадовым, хватает. Это, например, глава Чечни Ахмад Кадыров, не верящий, что «Ахмед Закаев и лидер сепаратистов искренни в своих намерениях и самостоятельны в принятии решений». Главный федеральный инспектор по Чечне Бислан Гантамиров также убежден «в бесперспективности переговоров с Масхадовым и его представителями». По его мнению, лидер Ичкерии «намеренно вводит Москву в заблуждение по поводу сдачи оружия», а на самом деле его цель -- получить некоторое время для реанимации. А один чиновник из аппарата г-на Гантамирова сказал корреспонденту газеты «Время новостей»: «Если это представление, то Закаев как раз на месте -- все-таки он бывший актер».

Однако поддержавших начало переговоров с сепаратистами было все-таки больше. Правда, военные, как, например, главком внутренних войск Вячеслав Тихомиров или зампредседателя сенатского комитета по безопасности и обороне Владимир Кулаков, называли переговоры не иначе как «диалог по вопросу о безоговорочной сдаче боевиками оружия». Видимо, именно эта непримиримая позиция военных стала причиной того, что депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов предостерег руководство страны от того, чтобы в переговорах участвовали «те, кто воевал в республике». Вообще, по его мнению, «о сдаче оружия могут говорить сейчас только те, кто против переговоров в принципе». Переговоры, уверен г-н Аслаханов, должны начаться без всяких предварительных условий с обеих сторон: федеральный центр не должен требовать от Масхадова, чтобы он немедленно сложил оружие, а Масхадов -- вывода войск. Потому что вывод войск из Чечни станет, по мнению депутата, «политической гибелью для президента России, он на это не пойдет». Его поддержал президент Ингушетии Руслан Аушев: «Никаких ультиматумов, речь должна идти о совместном поиске выхода из тяжелой ситуации, сложившейся вокруг Чечни». И главное условие для успеха переговоров, считает г-н Аушев, «обоюдная готовность к компромиссу».

Впрочем, ингушский президент кровно заинтересован в окончании войны в Чечне и стабилизации ситуации в регионе. Ингушетия уже много лет живет с оглядкой на соседа -- все важные промышленные объекты, расположенные вблизи чечено-ингушской границы, охраняются гвардейцами президента. Корреспонденту газеты «Время новостей» даже не удалось толком поговорить ни с одним из гвардейцев, поскольку все их внимание было сосредоточено, как они говорят, «на той стороне».

Кроме того, тысячи чеченских беженцев уже в третий раз остаются зимовать в Ингушетии. Предполагалось, что они вернутся в Чечню, в отстроенные и пустующие приемники, поэтому в ингушских палаточных городках никаких ремонтных и других работ не проводилось. Однако только что проехавший по городкам министр по Чечне Владимир Елагин убедился, что примерно 60 тысяч останется на зиму в палатках в Ингушетии. По его словам, «главное препятствие -- безопасность». Так что теперь в срочном порядке начнется ремонт палаток и т.д., благо в не расформированном пока Минфедерации есть источники финансирования.

А в самой Чечне набирают темп восстановительные работы, ход которых обсуждался вчера на заседании правительственной комиссии. Г-н Елагин пообещал, что к концу года практически все выделенные 14,4 млрд руб. «будут освоены», хотя за девять месяцев истратить удалось лишь 52%. Хорошо «раскрутилась» дирекция строительно-восстановительных работ: 90 домов уже сданы госкомиссии, еще 500 ждут приемки, а к концу года будет восстановлено, по словам министра, около 2,5 тыс. частных домов и примерно столько же муниципальных. Хотя, предположил г-н Елагин, показатели могут подпортить «некоторые госзаказчики -- федеральные министерства», к примеру «Газпром», не выделивший «ни копейки на газификацию», а также Минэнерго и Минсельхоз.

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ