|
|
N°140, 08 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С опозданием на три года
Президенты России и Молдавии все-таки встретятся
Сегодня утром в Москву на рабочую встречу с президентом России Владимиром Путиным должен прилететь его молдавский коллега Владимир Воронин. Для глав государств она станет фактически первой двусторонней встречей, после того как осенью 2003 года российский президент был вынужден отменить визит в Кишинев. Тогда молдавский лидер в последний момент отказался подписать уже парафированный меморандум по приднестровскому урегулированию.
Как сообщил «Времени новостей» советник-посланник посольства России в Республике Молдова Юрий Мордвинцев, договоренность о нынешней встрече «была достигнута на неформальном саммите глав государств СНГ 22 июля». Говоря о повестке дня сегодняшнего мероприятия, российский дипломат не подтвердил информацию о плане урегулирования межгосударственных отношений, который Владимир Путин якобы получил на саммите от своего молдавского коллеги.
По версии некоторых СМИ, Москве предлагается вывести свой воинский контингент из Приднестровья в обмен на предоставление региону «максимально широкой автономии в рамках международной практики». Одновременно конституционно закрепляется нейтральный статус объединенной Молдавии, что должно рассеять тревогу Москвы относительно возможного вступления Кишинева в НАТО.
«Возможно, Владимир Воронин и в самом деле сунул на саммите российскому президенту какие-то бумажки с каким-то планом. Но поскольку ничего принципиально нового и обнадеживающего с точки зрения реального улучшения двусторонних отношений в обнародованных явно с подачи администрации молдавского президента тезисах нет, вряд ли следует ожидать прорыва от предстоящей встречи», -- предположил в интервью «ВН» вице-председатель Народной республиканской партии Молдавии Виктор Жосу. По его мнению, визит адресован скорее жителям Молдавии: возглавляющему правящую Партию коммунистов Владимиру Воронину давно хотелось продемонстрировать пророссийски настроенному электорату, что у Кишинева все нормально во взаимоотношениях с Москвой.
В отношениях между двумя странами накопились серьезные проблемы. Введенный Россией 27 марта запрет на ввоз молдавской алкогольной продукции стал болезненным для национальной экономики. Составляющее основу бюджета Молдавии производство винодельческой продукции сократилось за первое полугодие на 42%. Не решен и «газовый вопрос». С первого июля «Газпром» повысил цену на российский газ для Молдавии до 160 долл. за тысячу кубометров с прежних 110 долл. (а ведь в 2005 году молдаване платили 80 долл.). И не исключено, что это не предел.
Молдавские представители добиваются заключения долгосрочного соглашения с фиксированной ценой: ведь тарифы на газ для местных потребителей со второго полугодия уже повышены на 50%. Это второе крупное подорожание. В начале года газовые тарифы были подняты на 37%. По словам директора Кишиневского центра стратегических исследований и реформ Анатолия Гудыма, рост стоимости газа неизбежно обернется новым всплеском потребительских цен в Молдавии, где жизнь и без того дорога для рядового населения.
Вероятно, Владимир Воронин попросит российского коллегу «войти в положение». Но со своей стороны вряд ли согласится отменить новый торговый режим в отношении Приднестровья. Он был введен по согласованию с соседней Украиной с 3 марта 2006 года. С тех пор через границу не пропускаются приднестровские грузы без молдавского таможенного оформления. В Москве и Тирасполе восприняли эту меру как введение экономической блокады непризнанной республики.
Приднестровские власти со своей стороны ужесточили позицию и назначили на 17 сентября референдум о будущем статусе Приднестровской Молдавской республики. Среди возможных вариантов -- вхождение республики в состав России. И хотя ОБСЕ и другие международные институты уже объявили, что не признают результаты плебисцита, предстоящее мероприятие заметно нервирует Кишинев. Особенно на фоне продолжающихся в Вене переговоров о статусе сербского края Косово, которые, по информации «ВН», вероятнее всего приведут к его независимости.
В создавшихся непростых условиях рабочая встреча президентов вряд ли может претендовать на что-то большее, чем знакомство ее участников с позициями друг друга. Владимиру Путину и Владимиру Воронину предстоит оценить, можно ли спасти хоть что-то в отношениях наших стран на этом этапе и с нынешним составом переговорщиков.
Павел ЛУКЬЯНЧЕНКО, Кишинев