|
|
N°140, 08 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На полставки
Калининградская область не может добиться от Литвы тарифного взаимопонимания
Грузоперевозчики Калининградской области замерли в тревожном ожидании. На днях должен решиться долго обсуждавшийся вопрос о снижении литовских транзитных ставок для грузов, следующих по калининградскому направлению.
В Калининградской области и чиновники, и грузоперевозчики давно буквально стонут: Литва установила для транзита в самый западный российский регион (не имеющего, напомним, общих границ с остальной территорией страны) такие драконовские тарифы, что грузоперевозчики вынуждены обходить область стороной. Гораздо выгоднее отправлять грузы в литовскую Клайпеду (лишняя сотня километров пути, зато тысячи сэкономленных долларов), а уже оттуда дальше по миру. Для сравнения: на Клайпеду литовские железнодорожники установили тариф 0,016 долл. на тоннокилометр, на латвийский Вентспилс -- 0,017 долл., а на Калининград -- 0,031! То есть почти в два раза больше. Именно из-за этой разницы Калининград до сих пор не получает обещанного еще в прошлом году президентом Белоруссии Александром Лукашенко миллиона тонн калийных удобрений ежегодно. Братья-белорусы хоть и хотят, но не могут выполнить указание Батьки -- слишком накладно.
Две недели назад в Калининград даже специально прилетал белорусский премьер-министр Сергей Сидорский. В регионе было организовано совещание с участием министров транспорта Белоруссии и России, а также вице-премьера Александра Жукова и президентского полпреда на северо-западе Ильи Клебанова. Пригласили и главу литовского транспортного ведомства. Все вместе хотели привести тарифную политику к общему знаменателю. Однако в самый последний момент в Литве случился правительственный кризис -- кабинет министров ушел в отставку. В стране был назначен новый министр транспорта Альгирдас Буткявичус, для которого вопросы тарифной политики оказались не по зубам. В Калининград приехал сотрудник литовского министерства статусом пониже. В итоге переговоры не задались. Литовская делегация, сославшись на незнание тарифного вопроса, попросила двухнедельный тайм-аут.
Губернатор Георгий Боос, большие надежды возлагавший на это общее совещание, очень резко отреагировал на такой поворот дела. «Условия, которые установила Литва на калининградском направлении, -- дискриминационные. Другого термина в природе и быть не может. Они запросили две недели. Что же, мы ждали шесть лет. Подождем еще немного», -- сказал г-н Боос. Его поддержал и белорусский премьер Сергей Сидорский: «Нет никаких условий завышать тариф на калининградском направлении. Фактически эта территория России ставится в неравные условия, что недопустимо».
Две недели прошли очень быстро. Но Вильнюс своей позиции так и не сформулировал. Возможно, сегодня-завтра в литовской столице вновь пройдет трехсторонняя встреча по тарифному вопросу. Как сообщил «Времени новостей» вице-премьер калининградского правительства Юрий Шалимов, региональные власти уже готовы к любому ответу. «Главное, чтобы нам наконец хоть что-то ответили. И в зависимости от «да» или «нет» мы и будем действовать дальше», -- пояснил он.
Для калининградских властей, естественно, было бы идеально, если бы Вильнюс все же уполовинил тариф. Этого с нетерпением ждет и местный бизнес. Так, директор Калининградского морского рыбного порта Андрей Крайний заявил «Времени новостей», что готов выравнять портовые тарифы с Клайпедой. «У нас есть договоренность с белорусами о выравнивании ставок между Калининградом и Клайпедой на перевалку калийных удобрений», -- сказал он. По его убеждению, если тарифы на грузоперевозку удастся снизить и в регион пойдут грузы из Белоруссии, то порт справится с возросшим грузопотоком.
Однако нет никакой гарантии, что Литва, подумав две недели, все же даст нужный для калининградцев ответ. Вряд ли в Вильнюсе горят желанием ослабить конкурентные преимущества собственной Клайпеды и латвийского Вентспилса.
Вадим СМИРНОВ, Калининград