Время новостей
     N°140, 08 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2006
Обогащайтесь!
Правительство подталкивает регионы к большим заработкам
Работа над бюджетом-2007 вступила в решающую стадию. Накануне «нулевого чтения» бюджета в Госдуме правительво в ходе трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям решило проработать одно из самых сложных направлений, а именно сформулировать, каковы будут принципы предоставления помощи регионам. В итоге решено создать им больше стимулов для наращивания собственных доходов. Будут также расширены права регионов по распоряжению поступающими из центра дополнительными средствами. Об этом сообщил вчера вице-премьер Александр Жуков на встрече Владимира Путина с членами кабинета министров.

Традиционные августовские бюджетные хлопоты в этом году удвоились: одновременно с финансовым планом на следующий год правительство работает над составлением бюджета на трехлетний период -- с 2007 по 2009 год. Как пояснил Александр Жуков, кабинет министров планирует рассмотреть проекты бюджетов на следующей неделе, 17 августа. Одновременно, по его словам, активно идет работа по согласованию бюджета с депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. Со своей стороны Владимир Путин повторил уже неоднократно высказанную просьбу ускорить темпы подготовки проекта бюджета на 2008 год. «Давайте не будем забывать, что мы договорились ускорить работу над следующим бюджетом и завершить ее раньше, чем в этом и предыдущем годах», -- напомнил он. Настаивая на более быстром бюджетном процессе в следующем году, президент хочет, чтобы бюджет не стал заложником предвыборной борьбы перед выборами в Госдуму, которые, как известно, состоятся в декабре.

Главные изменения в проекте бюджета на следующий год, по словам г-на Жукова, ожидаются в межбюджетных отношениях. Первая новация заключается в том, чтобы стимулировать регионы к получению больших доходов. Для этого тем дотационным регионам, которые добьются получения дополнительных доходов, трансферты из федерального бюджета уменьшаться не будут. Президент (озвучивший тот же тезис в майском бюджетном послании) одобрил эту идею, напомнив, что она давно применяется в ряде стран. Вице-премьер подтвердил, что именно эта схема по опыту других государств показала свою эффективность в межбюджетных отношениях.

Еще одно новшество будет касаться финансирования мелких проектов, реализуемых в регионе при поддержке федерального центра. По словам Александра Жукова, «многочисленные мелкие объекты будут исключены из федеральной инвестиционной программы, и на эту же сумму увеличится фонд развития регионов». Субъектам федерации предстоит самим определять, на какие объекты им направлять дополнительные средства, пояснил он.

Эксперты тем не менее считают, что регионы вряд ли получат больше рычагов для распоряжения дополнительными доходами. «Мелочевку отдали в фонд регионального развития для того, чтобы сделать более прозрачным распределение средств, ведь в рамках фонда проекты подпадут под конкурсную процедуру. Фонд предполагает строгую формализованную процедуру распределения средств, и регионы будут доказывать, что эти проекты им важны и нужны», -- считает Александр Андряков из Экономической экспертной группы. Зато новый способ расчета трансфертов, по его мнению, доставит регионам больше удобств, чем проблем. "При расчете трансфертов будут учитываться среднероссийские темпы развития, и если у региона темп развития выше, то при расчете трансферта денег он получит столько, как если бы его ВРП (валовой региональный продукт. -- Ред.) рос на уровне среднего значения по стране. Следовательно, регионам будет резон наращивать и ВРП, и, соответственно, свою налоговую базу", -- считает эксперт.

"Надо только понимать, что если темпы роста будут большими и регион станет бездотационным, то он перейдет в другой статус", -- добавляет руководитель департамента стратегического анализа «ФБК-Право» Игорь Николаев. Соответственно, уверен он, эта мера хороша тем, что способствует снижению числа дотационных регионов и дотационности в межбюджетных отношениях в целом. "Что касается передачи финансирования мелких объектов в фонды, то таким образом можно бороться и с распылением средств, и с возводящимся на федеральные деньги долгостроем, который регионам выгодно растягивать на годы", -- говорит г-н Николаев. Немаловажно, по его мнению, и то, что при финансировании через фонд развития регионов снижаются коррупционные риски.

Ирина СКЛЯРОВА