Время новостей
     N°139, 07 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2006
Первый в Питере
ЛУКОЙЛ выходит в лидеры топливного рынка северной столицы
ЛУКОЙЛ скоро станет лидером на рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга. В минувшую пятницу городские власти провели очередной аукцион по продаже права аренды участков под строительство АЗС, по итогам которого крупнейший российский холдинг оказался обладателем самого большого количества таких участков в северной столице. После того как АЗС будут построены, Петербургская топливная компания (ПТК), которая много лет лидировала по объему продажи бензина в городе на Неве, будет оттеснена на второе место. Глава питерской «дочки» ЛУКОЙЛа Владимир Калуженов сообщил, что сейчас компания эксплуатирует в городе около 70 АЗС, а вместе с только что купленными участками доведет сеть до 110--115 станций. ПТК владеет в городе около 90 АЗС. Со стороны ЛУКОЙЛа такой шаг вполне логичен, ведь он намерен строить НПЗ в Ленинградской области, неподалеку от нефтетерминала Приморск.

Создать в Питере сеть АЗС ЛУКОЙЛ пытается с апреля 2004 года. Тогда компания заключила с губернатором Валентиной Матвиенко соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым в 2004--2007 годах администрация города обещала предоставить холдингу Вагита Алекперова 60 участков для строительства АЗС (чтобы утроить число заправок компании). За это ЛУКОЙЛ должен был инвестировать в развитие городской инфраструктуры 20 млн долл., а также через дочерние компании перечислить в бюджет Питера в виде налогов в 2004 году не менее 900 млн руб., а в 2007-м -- не менее 2 млрд руб. Кроме этого ЛУКОЙЛ обещал до 2007 года выделить до 1 млн долл. на социальные программы и отреставрировать особняк Штиглица на Английской набережной. По закону акцизы на моторное топливо могут перечисляться в бюджеты субъектов федерации, где находятся НПЗ или где идет реализация нефтепродуктов. Питерские трейдеры акцизов городу не платили и старались не допустить на рынок крупных федеральных игроков. Г-жа Матвиенко решила положить конец такой практике и попыталась пригласить в город ЛУКОЙЛ. Однако просто отдать участки без конкурса у нее не получилось. Местные трейдеры стали угрожать жалобами в антимонопольные органы, и губернатор решила пересмотреть соглашение с г-ном Алекперовым.

В итоге городские власти уже второй год большинство участков под АЗС выставляют на торги крупными лотами, победителю которых ставится главное условие -- он должен заплатить миллиарды рублей в городской бюджет. Разумеется, местные трейдеры делать такие взносы в городской бюджет не могут, а потому критикуют новый порядок. Они обращались в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться с нарушением свободной конкуренции. Глава Нефтяного клуба Санкт-Петебурга Олег Ашихмин не устает повторять, что нынешний порядок продаж участков «неправильный», утвержденный под напором лобби «определенных компаний» и создающий преференции для крупных игроков. Однако в прошлом году ЛУКОЙЛ вышел победителем в тендере и купил 30 участков, а месяц назад столько же участков приобрела «Газпром нефть».

Местные трейдеры не сидят сложа руки: владелец сети АЗС «Фаэтон» пытается через аффилированную фирму «Развитие территорий» оспорить в арбитражном суде справедливость аукциона, победителем которого стала «Газпром нефть». Заявление было принято к рассмотрению, разбирательство назначено на сентябрь.

Тем не менее Смольный продолжил проводить аукционы, и 4 августа прошли торги по продаже 30 участков под АЗС. Участники рынка ожидали, что они достанутся ТНК-ВР, которая несколько месяцев назад объявила о намерении построить в Петербурге 60 заправок, а потом неожиданно была вынуждена уступить «Газпром нефти». Однако российско-британская компания даже не была заявлена участником аукциона. «Татнефть», которая также пытается покорить питерский рынок (у нее в городе несколько АЗС), отказалась от борьбы. В итоге после одного аукционного шага ЛУКОЙЛ купил право двухлетней аренды участков за 401,7 млн руб. (15 млн долл.) при начальной цене 397,7 млн руб. Но этим затраты победителя не ограничатся -- он может потерять право аренды, если до конца года не перечислит 3 млрд руб. в городской бюджет.

Так что, как и договаривались в 2004 году Валентина Матвиенко и Вагит Алекперов, ЛУКОЙЛ получил 60 участков под АЗС. Кстати, в прошлом году компания выиграла торги, предложив 10,3 млн долл. и пообещав перечислить в бюджет до конца прошлого года 2 млрд руб. Таким образом, ЛУКОЙЛ заплатил городским властям даже больше, чем обещал два года назад.

Г-н Ашихмин замечает, что рост числа АЗС в Санкт-Петербурге уже значительно опережает увеличение количества автотранспорта и из-за этого рентабельность АЗС постоянно падает. Представитель одной из местных сетей говорит, что топливный бизнес становится малопривлекательным, и это вынуждает продавать станции крупным компаниям.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург