|
|
N°139, 07 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москвич Бананов
Ришар Бона закрыл фестиваль «Остров света»
«Остров» -- действо впечатляющее. Впечатляет оно главным образом размахом и разнообразием. В июле--августе на фесте выступили и Ян Андерсон (Jethro Tull), и британская рок-певица Скин, и набирающая обороты джаз-леди Нино Катамадзе.
На закрытии получилась настоящая «мировая деревня»: казахи «Улытау», тувинцы «Хуун-Хур-Ту» и африканец Ришар Бона. Более пеструю подборку в многоликом жанре world-music трудно придумать. И хотя никаких мощных эстетических открытий не случилось, было весело, приятно и солнечно. «Это я с помощью африканской магии вуду прогнал дождь, -- прихвастнул Бона. -- Завтра я уеду, и дождь вернется!». Африканец ошибся: не дождь вернулся, а грянула гроза.
В начале шоу вдохновитель фестиваля Дмитрий Дибров цветасто говорил ни о чем, а потом вдруг как ушатом ледяной воды окатил публику, поведав, что на «Хуун-Хур-Ту» «вы будете себя чувствовать, как на концерте Led Zeppelin». Кто-то, наверное, так себя и почувствовал -- действительно, мало ли в столице галлюциногенов...
«Хур-Ту» между тем чудесны. У них в составе новый человек по имени Радик Тюлюш, вокалист и флейтист, ранее работавший в группе «Ят-ха». (Дабы окончательно все запутать, скажу, что «Ят-Ха» в свое время была организивана Альбертом Кувезиным, выходцем из «Хур-Ту».) Квартет выдал все свои фишки: и горловое пение, и удивительные тембры инструментов, и головоломные ритмы, и смешные древние аранжировки, в которых барабан имитирует цокот копыт, а струнные -- лошадиное ржание. Напоследок выдали даже слезоточивую балладу, которую лидер группы Саян Бапа назвал «песней иммигрантов... многих наших соотечественников, что живут в Монголии и Китае». Ах, вот он, привет Led Zeppelin, -- сложилась странная рифма к Immigrant Song великих англичан! И кто еще смеет усомниться в мудрости, прозорливости и всеохватности вкуса великих телеведущих!
Тувинцы играли первыми, что не соответствует давно сложившемуся высокому статусу, группа -- настоящие мировые этно-звезды. Но дело в каких-то нерешаемых технических трудностях, вроде того, что акустический «Хуун» отстраивать проще, чем электрическое «Улытау».
Алма-атинский «Улытау» всплыл в Москве где-то весной и сразу же произвел небольшую сенсацию в музыкальной тусе. Людям, далеким от этно-музыки, но близким к российским року и попсе, ребята эти безоговорочно понравились. Похоже, коллектив уже стал модным и определено будет торить дорогу в наш шоу-бизнес. Рецензенты отмечают свежесть альбома, хорошее звучание, высокий уровень игры, драйв, мелодическое разнообразие и все такое прочее. Почитаешь -- не инструментальная группа, а Леонардо да Винчи какой-то...
Увы, друзья. Более всего это, как ни странно, напоминает прог-рок 70-х -- так с мелодиями, звуком, подачей... Капелька этники (единственный народный инструмент -- домра) тонет в непрошибаемом звуке стадионного рока. Ничего специфического: попсовые мелодии, сентиментальные, садящиеся на уши. То есть это хорошо и правильно, но в жанре, скажем так, «инструментальной поп-музыки».
Гвоздь программы тоже родом из 70-х. Правда, других -- джаз-роковых. Бона и его группа живьем -- предельно мягкий, крайне позитивный джаз-рок, что, в общем, неудивительно для протеже Джо Завинула, впервые представившего талантливого африканца миру на своем альбоме My People. Розлив семидесятнический, а африканские нотки -- легкий макияж. Тем не менее публика с удовольствием купалась в этих волнах позитива.
Позитив задался сразу, как только на сцене появился Ришар Бона, облаченный в просторные белые одеяния, черный как вакса, с косичками, играющий на странной конструкции пятиструнной бас-гитаре. Бенд универсального состава -- клавишник, барабанщик, перкуссионист, саксофонист и гитарист. Причем все из разных стран: Нидерланды, Куба, США... Басист всех перечислил поименно, а потом странным образом представился: «Я из Москвы... моя фамилия Бананов!»
Александр БЕЛЯЕВ