|
|
N°138, 04 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ракетная оплошность
Россия утратила контроль над ситуацией вокруг Северной Кореи
Минул месяц с того момента, как в ночь на 5 июля Северная Корея провела серию испытательных запусков ракет. На волне всплеска эмоций 15 июля Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию №1695, осуждающую действия КНДР и обязывающую все государства воздержаться от предоставления Пхеньяну ракет, соответствующих технологий и материалов, а также от приобретения всего этого у Северной Кореи. Мало того, Пхеньяну было предписано приостановить все виды деятельности, связанные с разработкой и осуществлением национальной ракетной программы. К удивлению многих экспертов эти меры поддержали Россия и Китай.
Для специалистов в области ракетных технологий эта серия в большинстве своем неудачных запусков стала подтверждением того, что нынешний ракетный потенциал Северной Кореи ни для кого реальной угрозы не представляет. Решение СБ ООН выглядит на этом фоне как пример чрезмерной реакции. Принятую с подачи Вашингтона и Токио резолюцию при желании можно интерпретировать как начало политики санкций в отношении КНДР. Нет сомнений, что желающие истолковать этот документ именно таким образом обязательно найдутся.
Каким может оказаться дальнейший ход событий? Северокорейцы в достаточно резкой форме заявили, что не признают вышеупомянутую резолюцию, не считают себя ею связанной и продолжат усилия по укреплению военных средств сдерживания. В этих обстоятельствах подготовка КНДР к новым ракетным пускам и тем более их осуществление способны привести к опаснейшей эскалации событий. Ведь США могут ответить ударом по северокорейским ракетным полигонам -- к этому призывал в июне, когда северяне только готовили свои ракеты к запуску, бывший шеф Пентагона Уильям Перри.
После этого ситуация может стать неуправляемой. Корейцы, сочтя действия США актом прямой агрессии, осуществляют демонстративный взрыв ядерного устройства. За этим может последовать американская бомбардировка ядерных центров КНДР, после чего весь север Корейского полуострова превращается в зону радиоактивного заражения. И последним жестом отчаяния Пхеньян наносит удар по Сеулу, расположенному в 45 км от границы, используя все свои мощные реактивно-артиллерийские системы, сосредоточенные вблизи от демилитаризованной зоны. На этом занавес опускается, поскольку дальнейшее развитие событий представить невозможно.
В экспертном сообществе сложилось мнение, что США вряд ли решатся на крупномасштабную силовую акцию против КНДР. Сторонники этого тезиса ссылаются на геополитические особенности Корейского полуострова, расположенного по соседству с Китаем и Россией, а также на крайне негативное отношение Сеула к любым схемам военного решения северокорейских проблем. Но в случае принятия политического решения США вполне способны обрушить свою мощь на Северную Корею и без согласия своих союзников, чтобы одним махом покончить с непонятными и чуждыми идеологическими и ракетно-ядерными амбициями Пхеньяна. Ныне военно-экономические ресурсы Америки как мирового полицейского чрезмерно растянуты и перенапряжены. Однако осуществление успешного блицкрига в Корее, который надолго исключил бы Пхеньян из списка международных озабоченностей Вашингтона, было бы для администрации Джорджа Буша как нельзя кстати: не будет страны, не будет и проблемы.
Это самый радикальный из возможных сценариев. Не менее многообещающим остается для Соединенных Штатов постепенное затягивание удавки на шее Пхеньяна. Это установление морской и воздушной блокады, развертывание механизмов Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ИБОР) по перехвату стратегических грузов в Северную Корею и из нее, прекращение поставок гуманитарной помощи, свертывание экономического сотрудничества, замораживание северокорейских финансовых активов за рубежом. Все это также вполне реально, если США сумеют убедить мировое сообщество (а они почти наверняка навяжут свое мнение) в том, что КНДР не выполняет резолюцию Совбеза, и за это ее следует строго наказать.
Для России ни один из этих путей не приемлем. Любое обострение политической конфронтации в этом районе с изоляцией КНДР и введением против нее режима санкций не соответствует нашим долгосрочным интересам в Северо-Восточной Азии. Из всего списка возможных негативных последствий на первые места можно поставить крах перспектив урегулирования ядерной проблемы, срыв планов строительства с нашим участием Транскорейской железной дороги и ее соединения с Транссибом для доставки контейнерных грузов из Азии в Европу. Придется забыть и о проекте переброски российских углеводородов на юг Кореи.
Москва, как, впрочем, и Пекин, совершила большую оплошность, проголосовав за резолюцию Совбеза по Корее. Нам она не дала ничего, но предоставила немалые преимущества американцам и их японским союзникам, развязав им руки для дальнейших шагов на северокорейском направлении. Следовало с самого начала признать, что для России любые пуски северокорейских ракет являются меньшим злом, чем возможные ответные действия США и Японии, которые как раз и способны привести к нарушению военно-стратегического баланса и стабильности в регионе.
После голосования в Совбезе Россия фактически выпустила из рук реальные рычаги контроля ситуации вокруг КНДР и отдала их американцам. Заполучив в руки столь мощный козырь, Вашингтон теперь будет стремиться к закреплению за Москвой роли ведомого. Скорее всего, на данном этапе США перейдут к разработке собственной программы действий по "добиванию" КНДР, исходя из своих незатейливых представлений о том, как нужно вести дела с "плохими парнями".
Что же теперь надо делать России? Прямо скажем -- возможностей у Москвы осталось не очень много. С северокорейцами разговор сейчас явно не получится -- их болезненная реакция на российские дипломатические усилия в ООН легко просчитывается. Однако нам следовало бы четко сказать западным партнерам о том, что Россия не считает ракетный вопрос поводом для обострения ситуации вокруг КНДР и принятия новых жестких решений, чем бы они ни мотивировались. После принятия резолюции Совбеза №1695 в ракетном вопросе должна быть поставлена жирная точка. Любые действия, ведущие к дополнительной изоляции и карам в отношении КНДР, Россия поддержать не сможет.
Если Москва и Пекин сообща озвучат такую позицию (к ней может присоединиться и Сеул, заинтересованный в мире с северным соседом), чаша весов в вопросе о санкциях может покачнуться. Нелишне напомнить американцам, что в 1990-е годы в Вашингтоне испытывали озабоченность по поводу ракетной программы Северной Кореи, но признавали формальное право Пхеньяна на ее осуществление. Тогда США вели переговоры со своим оппонентом о решении этой проблемы, в том числе и путем материальных компенсаций за отказ корейцев от ракетных разработок и поставок этой техники за рубеж. Конечно, можно сказать, что сейчас ситуация существенно изменилась. Но в целом эта идея была не такой уж плохой.
Александр ВОРОНЦОВ -- заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, Олег РЕВЕНКО -- политолог