|
|
N°138, 04 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вечерина на август
Nelly Furtado. Loose (Geffen/Universal)
Канадка португальского происхождения Нелли Фуртадо тянет на звание образцовой поп-звезды нашего времени: красавица с небанальной внешностью, прекрасная вокалистка и сочинительница с хорошим вкусом. Ее первый альбом (Whoa Nelly, 2000) хоть и дал хит I'm Like a Bird и прославил Нелли, был, насколько помнится, слишком уж сдержанным и аккуратным для мирового мегаселлера. Но вот этот, третий по счету, альбом Loose -- гораздо более вольная и яркая вещица, переходящая от плотной фактуры скрипучих аналоговых синтезаторов до полной электронной разреженности, от компьютеров до искаженных живых инструментов. Достаточно интересная звуковая картинка -- дело рук продюсера, модного ныне деятеля по имени Timbaland.
К счастью, столь навороченный фантазийный звук не призван спрятать мелодическое убожество -- с запоминающимися мелодиями, хуками, энергичными битами и прочими радостями поп-песен здесь все в порядке. Стилистически эти песни -- и по звуку, и по мелодизму -- некий мостик между 80-ми и нашим временем. Say it Right -- образцовый номер в этом смысле. В Maneater хитро и немеханически соединены развязный куплет в духе нынешнего r&b с припевом в духе радиохитов восьмидесятых. Да и название наверняка (потому что не верится в подобные случайности) позаимствовано у звезд того времени, дуэта Hall and Oates. Динамичные Promiscuous и No Hay Igual, как и испаноязычная Te Busque (в записи которой подпел латинозвезда Хуанес), -- дань современному формату ТВ-хита. Showtime, в общем-то, стандартная для белого соул баллада, но украшена ненавязчивыми ломаными ритмами и психоделическими завываниями, переходящими в звук оркестра. В испаноязычной No Hay Igual слышится явное желание «уделать» Шакиру. И под занавес -- совершенно шедевральная баллада All Good Things (Come to an End). В итоге -- на редкость актуальная пластинка, пришедшая с той стороны, со стороны такого откровенного мейнстрима и формата, откуда чего-то подобного в принципе трудно ожидать.
Swinging Classics. Сборник (Verve/Universal)
Я понимаю, что фраза «Джазмены играют классику» может взбесить любого серьезного меломана, поскольку давно уже в прошлом эксперименты по скрещиванию двух достойнейших жанров. Эксперименты эти бывали удачными и неудачными, часто результатом являлись либо легкомысленная музычка для кафе, либо пафосные полотна, лишенные изящества европейской классики и дикой чувственности джаза. Удивительно, но сборник Swinging Classics разрушает такое вот предвзятое отношение к «классике со свингом», ибо произведения тут собраны в самом деле любопытнейшие. Знаменитые джазмены 60--70-х и их обращение к мелодиям европейских композиторов -- это по преимуществу живые и радикальные импровизации, в которых от оригинала вообще мало что остается. Главный «хит» компиляции -- Бах, к которому обращались Жак Луссье, что общеизвестно, но что менее известно -- Билл Эванс и Хэнк Джонс. У The Singers Unlimited вышла приятная баюкающая перепевка знаменитой Air (from Suite in D). Меньше внимания привлекали, как ни странно, Вивальди (пианист Реймонд Фол с саксофонистом Джонни Гриффином раскатали адажио из «Лета»), Моцарт и Бетховен. Но зато «Аппассионата» в радикально-скоростной трактовке трио пианиста Хорста Янковски заставит покрыться гусиной кожей любого пуриста -- хоть джазового, хоть классического. Что неудивительно -- джазменов привлекали композиторы-импрессионисты (неудивительно, потому что означенные композиторы сами в начале ХХ века вдохновлялись джазом и регтаймами, так что здесь все близко). Пианист Джордж Ширинг и контрабасист Нильс Педерсен до неузнаваемости переделали равелевскую «Паванну», пианист Гари Макфарланд с оркестром взялся за Дебюсси, а навеянный тем же Равелем Once Стена Гетца -- вообще маленький шедевр, причем не только данной компиляции, но и вообще.
The Black Eyed Peas. Renegotiations -- the Remixes (Interscope/Universal)
Небольшой промежуточный альбом записных американских весельчаков The Black Eyed Peas -- семь треков, два из альбома Monkey Business (Like That и Audio Delite), остальные -- ремиксы. Ремиксы на The Black Eyed Peas -- это настоящая тавтология, поскольку эти веселые ребята сами по себе есть один большой хип-хоповый ремикс на самые разные стили популярной музыки. Кроме того, специфический запал этого квартета не возможно уничтожить ничем. И здесь редкие вкрапления дабовой разреженности (ремикс Джаззи Джеффа на Feel It) не отменяют общей атмосферы карнавальной крикливости и полуденной духоты. В общем, funk you very much, или с этой вечеринки никто не уйдет живым.
Tokio Hotel. Schrei (Island/Universal)
Впечатляющий дебют германской подростковой группы с адекватным возрасту названием Schrei («Крик»). Само появление Tokio Hotel вызвало бурю восторгов в Германии, что уж говорить об обозреваемом дебютном альбоме. Нельзя сказать, что здесь вы найдете какие-то головокружительные мелодические открытия, но музыка совершенно живая, с каким-то настоящим, нерасщепленным нервом. Стилистически творчество «токийского отеля» (далась им эта Япония) располагается где-то между пост-панком, готикой, альтернативой и вообще черт знает чем. Привычная такая музыкальная идиома. Неудивительно -- музыкантам этим на сегодняшний день лет по пятнадцать, и эстетические идеалы у них соответствующие (кстати сказать, это же как надо ненавидеть школу и родительский дом, чтобы так быстро влезть в профессиональную среду и прославиться?)
Александр БЕЛЯЕВ