Время новостей
     N°137, 03 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2006
Международный уровень
Олег Дерипаска рассказал президенту о работе своих активов
Владимир Путин вчера в Ново-Огареве принимал главу «Базового элемента» Олега Дерипаску. Прежде всего речь шла о планах группы «ГАЗ» по преобразованию в международную компанию. На днях автозавод объявил о покупке британского предприятия LDV Holding, специализирующегося на выпуске легких коммерческих автомобилей Maxus. Это первый зарубежный актив группы, и, судя по всему, останавливаться она не собирается. Г-н Дерипаска доложил Владимиру Путину об этом и других приобретениях и достижениях компании за последний год: в том числе о покупке оборудования и лицензий завода Daimler Chrysler, разработке нового дизельного двигателя, который неделю назад был представлен в Австрии. И пообещал президенту, что уже в будущем году «Волга» выйдет в новой комплектации на платформе DaimlerChrysler.

«Мы решили группу «ГАЗ» преобразовать в международную компанию, которая производит современные автомобили», -- сообщил Олег Дерипаска сразу после того, как в беседе была исчерпана тема участия холдинга в реализации национальных проектов. Он не пояснил, какой именно смысл вкладывает в понятие «международная компания» -- означает ли это, что она будет действовать за пределами России или у нее появятся в перспективе иностранные инвесторы. Трудно не заметить, что в последнее время встречи Владимира Путина с олигархами проходят в преддверии крупных сделок. Глава «Интерроса» Владимир Потанин после беседы с президентом купил треть американской компании Plug Power, занимающейся производством энергоустановок на водородном топливе, а руководитель «Северстали» Алексей Мордашов объявил о сделке с Arcelor, которая, впрочем, в итоге не состоялась. Встреча г-на Дерипаски с президентом совпала по времени с объявлением решения группы «ГАЗ» о реорганизации автомобилестроительного бизнеса и выделении в самостоятельное предприятие производства военной техники, которое теперь будет называться ООО «Военно-промышленная компания». Цель проводимой реорганизации, говорится в сообщении компании, -- разделить автомобилестроительный бизнес «Русских машин» на публичные (группа «ГАЗ») и непубличные (Военно-промышленная компания) активы.

Официально в пресс-службе группы «ГАЗ» пояснили, что решение о разделении бизнеса на военный и гражданский было принято в связи с тем, что компания стремится к большей открытости, которая нужна ей для выхода на международные рынки. «Мы семимильными шагами движемся к открытости, -- заявил «Времени новостей» пресс-секретарь группы Владимир Торин, -- решение о Военно-промышленной компании -- еще один шаг в этом направлении».

Новая компания будет заниматься всем спектром работ в рамках взаимодействия с российскими силовыми министерствами и иностранными заказчиками: разработкой, производством, реализацией, ремонтом и утилизацией продукции военного назначения, говорится в сообщении группы «ГАЗ». Она будет управлять предприятиями, которые специализируются на выпуске военной техники, в том числе Арзамасским машиностроительным заводом и Заводом корпусов в Выксе. Также Военно-промышленная компания будет осуществлять адаптацию и модификацию техники, которую выпускают предприятия, входящие в состав группы «ГАЗ», в соответствии с потребностями силовых структур.

А сама группа сосредоточится на гражданском автомобилестроении и займется продвижением на зарубежные рынки. Как говорил три дня назад на пресс-конференции, посвященной покупке LDV, председатель совета директоров группы «ГАЗ» Петр Золотарев, компания намерена расширять свое присутствие на зарубежных рынках. Вместе с тем на вчерашней пресс-конференции он, отвечая на вопрос журналистов о том, не означает ли вывод военно-промышленной структуры из группы «ГАЗ» близости компании к проведению IPO, заявил: «Об этом говорить пока рано». Эксперты уверены, что ГАЗ, скорее, продаст пакет стратегическому инвестору, нежели выйдет на IPO. Интерес же западных компаний к российскому автопрому, судя по тому, что только за последние полгода было заявлено о создании нескольких сборочных производств, весьма велик. А предложение на рынке уже работающих компаний ограничено. Так, недавно "АвтоВАЗ" отказал желавшему купить в нем пакет Renault.

ГАЗ может быть интересен, например, тому же DaimlerChrysler, который, продавая весной этого года российской компании оборудование и лицензии (чего прежде никогда не делал) и отказываясь от создания собственного сборочного производства в России, рассчитывал на то, что в перспективе сможет получить пакет в ГАЗе. Это, судя по всему, было бы выгодно обеим компаниям.

Однако очевидно, что когда все намеченные г-ном Дерипаской планы будут реализованы, компания будет стоить существенно дороже, чем сейчас. Стратегия развития группы направлена на превращение ее в заметного игрока глобальной автомобилестроительной отрасли, что предполагает повышение прозрачности компании, привлечение зарубежных партнеров, участие в стратегических альянсах с международными компаниями, расширение присутствия группы на публичных рынках капитала и широкое привлечение зарубежных менеджеров. Об этом и рассказывал г-н Дерипаска президенту.

В военной сфере у Олега Дерипаски также есть, судя по всему, серьезные экспортные планы. Он рассказал президенту, что проходит испытания и скоро будет запущена в производство новая «тихоходная машина БТР». Владимир Путин сразу спросил, велик ли заказ по линии Минобороны. Г-н Дерипаска уклончиво ответил, что «заказ не только со стороны Минобороны», «большие объемы подтверждаются» и по экспортному заказу. И тут же, избегая подробностей, перевел разговор на «Волгу».

«Мы следим за тем, чтобы линия «Волги» не умерла, -- сообщил Олег Денипаска, -- хотя многие ее уже несколько раз хоронили». «Так вы сами ее «похоронили», -- возразил президент. «Мы объявляли о том, -- парировал г-н Дерипаска, -- что если «Волгу» прекратить выпускать, то работу потеряют почти двадцать тысяч человек. И мы нашли выход. Модернизация «Волги» позволила продлить ей жизнь, в ближайшие три года она находит спрос, и сейчас ее ходовые качества и эксплутационные характеристики лучше. Мы полностью выкупили завод у Chrysler и в октябре следующего года будем выпускать машины под маркой «Волга» (на оборудовании и по технологии Chrysler. -- Ред.)».

На вопрос президента о состоянии дел в алюминиевой промышленности г-н Дерипаска ответил: «Мы из Сибири продвинулись практически на все континенты. Присутствуем в Америке, Африке, Австралии». И заверил, что на ближайшие пять лет у РУСАЛа есть ряд крупных проектов. Г-н Дерипаска особо отметил проект по созданию Богучанского энергометаллургического объединения, который предусматривает достройку Богучанской ГЭС и сооружение алюминиевого завода совместно с РАО «ЕЭС». По словам г-на Дерипаски, сырье для этого завода будет добываться в Коми совместно с компанией СУАЛ.

Президента также заинтересовало, как крупный бизнес взаимодействует с административными структурами. Пошутив, что «в Сибири, например, бюрократии почти нет», г-н Дерипаска сказал, что в целом проблемы возникают на стадии согласования проектов и создания социальной инфраструктуры вокруг крупных производств. Он напомнил, что предприятия, входящие в возглавляемые им группы, готовы создавать инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности сотрудников, возводить вокруг промышленных объектов новые микрорайоны. При этом г-н Дерипаска отметил, что взаимодействие в этих вопросах с муниципальными образованиями затруднено, поскольку они не всегда имеют соответствующие финансовые полномочия, и намекнул, сославшись почему-то на австралийский опыт, что, инвестируя в социальную структуру, хотел бы получать налоговые преференции.

Анна ЛАНДЕР