|
|
N°137, 03 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Портфель заказов -- сотни миллионов долларов"
Открылось оружейное шоу сухопутных войск
На открывшейся вчера на ВВЦ в Москве Международной выставке продукции военного назначения сухопутных войск (МВСВ) много узнаваемых лиц и фирм, много знакомой по другим, в том числе и зарубежным, оружейным шоу военной продукции. Однако незаметные внешне, на выставке обнаруживаются новые тенденции в сфере оборонного комплекса России. О них военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ побеседовал с представителями некоторых заметных сегодня в сфере военно-технического сотрудничества фирм и вертикально интегрированных структур.
Генеральный директор ОПК «Оборонпром» Денис МАНТУРОВ
-- На какой стадии создание еще одного холдинга российского оборонно-промышленного комплекса -- предприятий, производящих средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), сферы, еще недавно напрочь засекреченной?
-- Мы сегодня занимаемся подготовкой такого системного проекта, практически он уже на выходе. До конца года в новый концерн войдут 23 предприятия по производству средств РЭБ. Эти предприятия сегодня являются ФГУПами, но по плану формирования интегрированной структуры они должны пройти процедуру акционирования и в качестве АО будут включены в состав «Оборонпрома». Это отдельное направление нашей корпорации. Возможно, на каком-то этапе предприятия нового направления объединятся с ОАО «Оборонительные системы».
-- Это будет структура, подобная вертолетному холдингу?
-- У нас есть стратегия многопрофильности. Еще одно направление -- двигатели. Пока оно в рамках подготовки к системному проекту. Я думаю, вы обратили внимание на концепцию правительства и позицию вице-премьера Сергея Иванова, курирующего силовой блок, о возможном создании нескольких, как минимум двух-трех двигателестроительных холдингов. В рамках этой концепции мы и работаем.
-- В «Оборонительные системы» могло бы войти, как планировалось, несколько украинских компаний. Теперь мы с Украиной расходимся по многим позициям. То есть альянс не состоится?
-- Мы не расходимся с Украиной и не отказались от нее. Есть конкретные проекты, которые для России оказались экономически невыгодными. В частности, Ан-70. «Оборонительные системы» -- это форма кооперации предприятий, которая регулируется распоряжениями правительства и межправительственными соглашениями, в первую очередь между Россией и Белоруссией. При желании к сотрудничеству может присоединиться и украинская сторона. Будет подписано трехстороннее межправительственное соглашение, регулирующее взаимоотношения предприятий. Сегодня наш основной партнер на Украине -- «Укроборонсерсвис». Возможно, что к этой кооперации присоединятся и другие предприятия, которые занимаются сервисным обслуживанием, ремонтом и восстановлением средств ПВО и РЭБ.
-- Сколько все же вертолетов поставила Россия в Венесуэлу? Разными людьми называется разное количество.
-- «Свежий» контракт предусматривает 38 машин: 34 Ми-17, два Ми-26, два Ми-35. В общей сложности, с ранее поставленными, получается 58 вертолетов.
Генеральный директор ОАО "Оборонительные системы" Андрей РОМАНОВ
-- «Оборонительные системы» известны в основном такой продукцией, как модернизированный зенитный ракетный комплекс С-125, ставший «Печорой-2М», и комплексом радиотехнической защиты (КРТЗ), спасающим РЛС от противорадиолокационных снарядов. Что еще в активе вашей фирмы?
-- Я не ограничивался бы только этими двумя нашими продуктами. Во-первых, КРТЗ -- открытая система, которая найдет применение не только для «Печоры-2М», но и для других средств ПВО. На базе КРТЗ можно развивать целую гамму продуктов, связанных с системами отвлечения, увода ракет от локаторов. Затем у нас есть оптико-электронное направление -- системы наведения и прицеливания. Те, которые в «Печоре-2М» используются, и те, которые не используются. Вероятно, вы уже слышали о системе «Феникс». Это достаточно долгий проект, но мы будем доводить его до логического завершения -- продаваемого изделия.
У нас есть ряд наработок по формированию комплексных систем контроля воздушного пространства, морской поверхности, модернизации средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Формально интегрированная структура РЭБ не создана, поскольку еще нет распоряжения правительства и указа президента, однако де-факто предприятия уже работают над созданием новых продуктов РЭБ, выстроены кооперационные связи, мы уже финансируем некоторые разработки. Поэтому продукция «Оборонительных систем» будет расширяться именно за счет средств РЭБ.
-- Какова динамика экспортных поставок «Оборонительных систем»?
-- Позитивная. Мы набираем обороты, количество подписанных контрактов растет, количество единиц техники, которую мы собираемся поставить в ближайшие три года, измеряется десятками, портфель заказов -- сотни миллионов долларов. С 1999 по 2005 год мы поставляли по одному комплексу в год, сейчас поставочные планы -- больше 15. Наша нынешняя стратегия сводится к тому, что доля техники ПВО в нашем портфеле будет сокращаться, замещаться средствами РЭБ. Будем заниматься и другими проектами в области военной электроники.
-- Какова судьба системы мониторинга пространства «Полоса»?
-- Разработчики этого проекта получили Государственную премию. Система уже три года используется на Черном море -- от Геленджика до Сочи. Но мы разрабатываем и гораздо более сложную и мощную систему контроля морского и воздушного пространства. В ней предусматриваются и система управления в комплексе средствами РЭБ, ПВО, сопряжения со средствами распознавания «свой--чужой». Заказчики уже есть, идут предконтрактные переговоры.
Убрать -- Николай ПОРОСКОВ