|
|
N°136, 02 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Очевидно, что случилось нечто чрезвычайное»
Кубино-американский национальный фонд (КАНФ) -- самая известная и влиятельная организация кубинских эмигрантов в США. Директор КАНФ по правам человека Омар Лопес МОНТЕНЕГРО вчера дал «Времени новостей» интервью по телефону из Майами.
-- По вашим сведениям, Фидель жив?
-- Из-за того положения, которое существует на Кубе, из-за монопольного контроля над информацией со стороны режима это невозможно знать достоверно. Можно только гадать. Единственное, что ясно, -- это что на Кубе сложилась очень острая ситуация, и заявление о передаче власти доказывает это.
Послушайте, я сам родился и воспитан на Кубе. Я только 12 лет назад переехал в США. На Кубе эта новость воспринимается как что-то невероятное. Рядовой кубинский гражданин, такой как я, проживший всю жизнь на Кубе, знает, что Фидель Кастро не отдает власть. Только в случае исключительно тяжелой болезни или смерти, то есть в ситуации, в которой он физически не способен править! Очевидно, что случилось нечто чрезвычайное.
-- Если Фидель Кастро умрет, сумеет ли, по вашему мнению, нынешний кубинский режим сохраниться под руководством Рауля Кастро или какого-то другого лидера?
-- Нет, не думаю. Исторический опыт свидетельствует: как только исчезает диктатор -- создатель системы, система разваливается. Система настолько сконцентрирована вокруг него, что нет возможности сохранить ее.
Разумеется, режим подготовил схему перехода и начал реализацию этого плана, сделав это объявление о передаче власти Раулю Кастро. Но мы знаем, что на острове освобождаются большие силы. Мы имели контакты с элементами внутри правящего режима, которые выступают за перемены, с представителями внутренней оппозиции. Сейчас на Кубе вступают в игру многие факторы. Шансы осуществить перемены и довести их до полного освобождения кубинского народа очень велики. Я думаю, что это начало процесса, в ходе которого на волю вырываются такие силы, которые уже очень трудно будет снова поставить под контроль.
-- Насколько КАНФ допускает участие деятелей нынешнего кубинского режима в политической жизни Кубы «после Кастро»? С кем вы категорически не согласны сотрудничать?
-- КАНФ имеет по этому поводу очень четкую позицию. Мы готовы принять любого человека, заинтересованного в переменах на острове, за исключением Фиделя Кастро, Рауля Кастро, а также тех, чьи руки непосредственно запачканы кровью. Будущая Куба, о которой мы думаем, представляется нам плюралистической, с рыночной экономикой и с такой демократией, в которой граждане своими голосами определяют тех, кто участвует в политической жизни страны. Из этой жизни не будет исключен никто, кроме Фиделя и Рауля -- организаторов кубинской трагедии, а также тех, кто испачкал руки в крови, совершив преступления. Разумеется, в открытой демократической системе должны действовать суды, уполномоченные рассматривать эти дела.
-- Готовы ли кубинские эмигранты, давно устроившиеся в США, как вы лично, вернуться на Кубу, чтобы участвовать в переменах на острове?
-- Трудно посчитать, сколько именно людей готово на это. Множество кубинцев, живущих здесь, имеют прочные связи с островом, оставили там родственников, друзей, любимых. Вся моя семья, например, живет на Кубе. У множества эмигрантов на Кубе до сих пор остаются даже жены, дети. Перемены откроют перед этими людьми массу возможностей.
Что касается кубинцев, которые, возможно, попытаются перебраться сюда в случае хаоса на Кубе, -- это забота правительства США. Все будет зависеть от того, каким курсом станут развиваться события на острове. Но когда на Кубе будет установлена демократическая система и достигнут некоторый уровень экономической и политической стабильности, тогда многие люди смогут регулярно переезжать из США на остров и обратно. Но многие эмигранты, как я, вернутся туда ради того, чтобы помочь своей стране.
|