Время новостей
     N°136, 02 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2006
Стресс в большом офисе
Deutsche Bank заплатит компенсацию за дурную кадровую политику
Высокий суд Лондона во вторник лишил Deutsche Bank полутора миллионов долларов (точнее, более 828 тыс. фунтов стерлингов). Эту сумму британское отделение Deutsche Bank Group Services (UK) Ltd должно выплатить своей бывшей сотруднице Хелен Грин. Она смогла доказать, что в течение нескольких лет подвергалась постоянному третированию и беспрестанной травле со стороны других работников банка. В конце концов это превратило молодую женщину в нервную и затюканную особу: после нескольких обращений за медицинской помощью психиатры поставили ей печальный диагноз «большой депрессивный эпизод».

В странах Запада гражданские иски наемных работников к своим бывшим работодателям или боссам с требованием возместить моральный ущерб давно перестали быть редкостью. Довольно часто встречаются сообщения о миллионных претензиях, связанных, например, с сексуальными приставаниями коллег или начальников. Однако в случае 36-летней Хелен Грин речь шла не столько о навязчивых эротоманах, сколько о банальных офисных стервах: сотрудницу DB несколько лет травила «банда четырех», куда входили работавшие в той же конторе дамы.

Пока г-жа Грин работала на невысокой должности в секретариате банка с 1997 по 2001 год, ее коллеги Валери Александер, Фиона Грегг, Даниэлла Долбер и Дженни Диксон постоянно «устраивали ей обструкцию», презрительно оглядывали ее внешность, допускали оскорбительные выпады в адрес новой сотрудницы. По словам пострадавшей, она все это время работала в «адском отделе», причем к травле, устроенной «бандой четырех», присоединялись и сотрудники противоположного пола, обращавшиеся к ней унизительно и в «сексистской манере», пишет Рейтер. А агентство AP приводит крайне впечатляющую и полную сверхэмоциональных эпитетов тираду Хелен Грин, которая описывает обстановку в банке. Экс-работница DB Group Services (UK) Ltd считает, что слова и поведение ее коллег были «отвратительными, обидными, запугивающими, порочащими, третирующими, унизительными, высокомерными, инфантильными и оскорбительными».

Годы, проведенные в такой обстановке, окончательно расстроили психическое здоровье мисс Грин: в сентябре 2000 года у нее случился нервный срыв, и после неудачной попытки лишить себя жизни сотрудницу банка поместили в клинику. Через пять месяцев Хелен попыталась вернуться на работу, но после рецидива опять была вынуждена уйти на больничный. Банк, впрочем, держал за ней рабочее место вплоть до 2003 года. Лишь в этом году г-жа Грин решилась подать иск против своих бывших работодателей.

Любопытно, что в качестве ответчика Хелен Грин привлекла не тех сотрудников, что третировали и унижали ее, а сам банк, который, по ее мнению, допустил возникновение «атмосферы травли и запугивания» и никак не противодействовал этому. Сам Deutsche Bank, естественно, отрицал свою вину: его представители заявляли, что в отношении Хелен Грин никаких нарушений допущено не было. Кроме того, ответчики полагали, что бывшая сотрудница была предрасположена к психическим заболеваниям. «Вместо того чтобы признать проблему, банк усугубил мои мучения, поскольку его участие в процессе было слишком враждебным», -- считает мисс Грин

Судья Оуэн, разбиравший дело, встал на сторону истицы. Он заявил, что, по его мнению, Хелен Грин стала жертвой «длительной кампании злобного предумышленного поведения, которое привело к развитию ее болезни». Судья признал, что четыре женщины, враждовавшие с истицей, вели себя деспотично и необоснованно, а банк виновен в том, что пренебрег своими обязанностями и не защитил г-жу Грин от ее недоброжелателей. Теперь DB Group Services (UK) Ltd должен выплатить бывшей своей сотруднице компенсацию за причиненные страдания, за потерю здоровья, за ухудшение ее положения на рынке труда, за упущенную прибыль (заработок), а также оплатить 350 тыс. фунтов ее судебных издержек. Представители банка заявили, что решение суда уважают, но не исключают, что подадут апелляцию.

Михаил МАНСКОЙ