|
|
N°136, 02 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гастарбайтеры в законе
Изменится ли положение мигрантов в России
Многомиллионная армия российских гастарбайтеров на днях получила надежду перейти наконец на легальное положение. Произойти это должно, по замыслу, с 15 января 2007 года, когда должен вступить в силу пакет законов, подписанных 18 июля президентом Путиным. Речь идет о законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и поправкам к уже существующему закону «О правовом положении иностранных граждан в России». Разработчики законов открыто признали, что существующий до сих механизм контроля за гастарбайтерами на деле оказался неэффективным, так же как и порядок оформления документов, необходимых для узаконивания пребывания иностранцев в России.
Еще в период обсуждения этих проектов в Госдуме чиновники их расценили как новую «веху» в миграционной политике России, которая должна наконец прийти в соответствие с реалиями жизни. В соответствии с нормами новых законов режим пребывания в нашей стране граждан СНГ (за исключением Грузии и Туркмении), имеющих право на безвизовый проезд в Россию, -- а они и составляют основную часть гастарбайтеров -- должен кардинально упроститься. При этом фактически произойдет и амнистия большей части иностранной рабочей силы, представители которой в России до сих пор находились на нелегальном положении. А с другой стороны, как заявляли разработчики законов, в значительной мере будет сокращена и «коррупционная база», давно сформировавшаяся вокруг проблемы гастарбайтеров. Так, в частности, новые законы предусматривают отмену квот на приезд в страну иностранной рабочей силы, на основании которых Федеральная миграционная служба (ФМС) раньше могла «заворачивать» кого-то из гастарбайтеров. Кроме того, мигранты отныне освобождаются от ежегодной перерегистрации, им будет гораздо легче получить разрешение на работу -- они сами, без участия работодателей, смогут оформить его в течение десяти дней. У работодателей, по мнению авторов этих законов, также станет меньше хлопот -- они получат возможность нанимать людей без дополнительного разрешения ФМС.
Однако, проанализировав положение новых законов, сами иностранцы и юристы, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Времени новостей», выразили серьезные сомнения в том, что принятые законы приведут к ожидаемым позитивным сдвигам. Так, правозащитники отметили, что законы хоть и упрощают теоретически процесс регистрации, однако носят общий характер и неизвестно еще, какие подзаконные акты будут к ним приняты. Представители иностранных диаспор в столице, со своей стороны, выразили опасение, что эти нововведения могут привести к противоречивым последствия. По их мнению, с одной стороны, новые законы фактически могут узаконить "рабское" положение гастарбайтеров в России. С другой же -- местные власти вполне могут заблокировать те позитивные меры, которые оговорены в этих законах. Причем опасения эти отчасти уже начали подтверждаться. К примеру, еще на стадии подготовки новых законов мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что столице нужна «своя миграционная политика».
Стоит отметить, что попыток наведения порядка в этой сфере в современной российской истории было мало. В 90-е годы какой-либо государственной идеологии на этот счет вообще практически не было. Да и сама ФМС в те годы была структурой номинальной, не обладавшей полномочиями и средствами. Озаботились проблемой гастарбайтеров власти лишь в 2002 году. Тогда ФМС была введена в структуру МВД, а правительство России установило квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в страну на заработки. Однако минувшей зимой эта политика была признана несостоятельной. Поражение власти были вынуждены признать после анализа статистических данных. Так, по подсчетам ФМС, в 2006 году российские работодатели могли привлечь лишь 330 тыс. легальных гастарбайтеров. При этом, по данным Центра миграционных исследований, в настоящее время в России находятся уже 4 млн трудовых мигрантов. Объяснение такому положению было известно -- прежде всего чудовищные бюрократические препоны на пути гастарбайтера к получению в России легального статуса.
В частности, иностранному наемного рабочему необходимо было оформить пластиковую карточку трудового мигранта, или «карту рабочего по найму». Получить их могли только те, за которых работодатель уплатил государственную пошлину -- порядка 3 тыс. руб., а главное -- пройти массу бюрократических процедур. В этих условиях, понятно, и сами гастарбайтеры, и их работодатели предпочитали решать свои проблемы без уведомления госструктур -- используя все возможные лазейки для обхода законов и с помощью массовой раздачи взяток.
Теперь же предполагается, что законным гастарбайтером можно будет стать намного проще. Как и прежде, после пересечения российской границы каждый иностранец должен будет встать на учет в органах миграционной службы. Однако, согласно нововведениям, вестись этот учет будет исключительно в «уведомительном порядке». То есть никакие органы государственной власти не вправе будут отказать иностранному гражданину в регистрации.
Органы миграционного учета по месту проживания приезжий может уведомлять через принимающую организацию или сам, даже по почте. От приезжего потребуется только документ, удостоверяющий его личность, заявление, в котором указаны Ф.И.О., дата и место рождения, пол, гражданство, цель приезда, место жительства у себя на родине, миграционная карта (ее иностранный гражданин, который едет в Россию на работу, получает при въезде в страну и заполняет самостоятельно) и квитанция об оплате госпошлины. Разрешительный порядок допускается только в закрытых административных территориальных образованиях, военных городках, в зонах экологического бедствия. При этом иностранец получит право находиться и работать в любом регионе России независимо от того, имеются ли там квоты для привлечения иностранной рабочей силы.
Более того, предполагается, что если гастарбайтер въехал в Россию без приглашения от конкретного работодателя, то теперь по закону он сможет в десятидневный срок устроиться на работу и сообщить об этом в миграционную службу. А работодатели, нанимающие иностранцев, будут избавлены от обязательного ранее оформления разрешения на использование гастарбайтеров и платежей в бюджет за каждого иностранного работника.
С нового года мигрантам не придется и каждые три месяца обновлять миграционную карту. Раз в год иностранец должен будет вновь напомнить миграционной службе о своем присутствии в России, а равно о своих перемещениях по стране, причем сделать он это сможет также по почте.
Новые правила предусматривают возможность регистрировать «данную категорию граждан по месту их пребывания не только в жилом, но и в нежилом фонде». Фактически речь идет о легализации уже существующего положения дел на рынке иностранной рабочей силы. То, что на московских и подмосковных стройках работают и живут тысячи и тысячи гастарбайтеров-нелегалов, -- факт общеизвестный.
Существенно сократятся и сроки (с 6 до 2 месяцев), отведенные представителям ФМС на оформление разрешения на временное проживание иностранцев в России. Уменьшится и перечень документов, необходимых мигрантам для получения этого разрешения. В частности, исчезла обязательная ранее справка об отсутствии судимости на территории, с которой прибыл приезжий, о доходах, наличии места жительства. Кроме того, ранее все документы, в том числе медсертификаты об отсутствии у гастарбайтера ВИЧ-инфекции, а также наркомании и опасных инфекционных заболеваний, справки из правоохранительных органов по месту регистрации, необходимо было подавать единовременно. При этом большинство документов имеют срок действия, который зачастую истекал до того, как получающий разрешение на временное проживание собирал все справки и дожидался своей очереди. Согласно принятым поправкам мигранты могут отдавать их в ФМС по мере получения на руки.
Российские правозащитники в целом одобряют новые законы по легализации иностранной рабочей силы, однако выражают сомнение, что законы будут на деле исполняться. По словам руководителя юридической сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал», председателя Региональной общественной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», члена правительственной комиссии по миграционной политике и комиссии при президенте по правам человека Светланы Ганнушкиной, очень много будет зависеть от местных властей, ведь закон федеральный, и в каждом регионе потребуется принятие соответствующих документов. А еще в ходе подготовки законопроектов московские власти настаивали на возвращении к разрешительному порядку регистрации иностранцев, а также на сохранении вида на жительство в регионе только при наличии квот на иностранную рабочую силу. При этом мэр Москвы Юрий Лужков прямо заявил, что «столице нужна своя миграционная политика». По его мнению, те принципы, которые могут быть эффективны в одних регионах, «в Москве могут привести к демпингу рабочей силы и утрате контроля над приезжими».
Кроме того, по мнению г-жи Ганнушкиной, сложно будет убедить и самих работодателей придерживаться новых законов. «До настоящего времени иностранные наемные рабочие находились в рабском положении и всецело зависели от своего работодателя. Если положение иностранных работников будет легализовано, то работодатель будет вынужден платить им более-менее достойную зарплату. Между тем сейчас рабочие получают мизерные деньги, которые не проходят у нанимателей по легальным ведомостям, а значит, не облагаются налогом. Приезжие рабочие не имеют никакой социальной защиты. Пока Госдума лишь планирует установить административную ответственность для нарушающих закон работодателей. Но кроме них есть участковые, которые «кормятся» от нечистых на руку работодателей, и множество других контролирующих органов, получающих мзду за невмешательство», -- отметила она.
Сходного, по сути, мнения придерживаются и сами иностранцы. По словам президента азербайджанской национально-культурной автономии «Азерросс» Союна Садыкова, принятые правовые акты узаконивают и без того бедственное положение приезжих. «С одной стороны, закон хороший. С другой, всем известно, что условия труда и проживания рабочих противоречат всем возможным нормам и законам. Ранее руководителей строительных компаний, что селили рабочих в бытовках, могли штрафовать. Теперь же к ним вообще никаких мер принять нельзя будет. Государство должно взять на себя заботу о людях, приезжающих работать в Россию, а не перекидывать ее на плечи работодателей или не обращать на это внимание вовсе. Нужно не только обеспечить приезжающим нормальные условия проживания, но и обучать их языку и, самое главное, российским законам», -- отметил г-н Садыков.
Татьяна ГРИЦЕНКО