|
|
N°197, 25 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Дело Завадского» слушают без посторонних
Президенту Лукашенко лишние свидетели не нужны
Суд по делу об исчезновении год назад оператора ОРТ Дмитрия Завадского начался вчера в Минске. Разбирательство привлекает особое внимание, поскольку пропажа людей оказалась в центре белорусской политической борьбы. Президент Лукашенко обещал после сентябрьских выборов рассказать всю правду о «деле Завадского», этого, однако, не случилось. Возможность обнародования информации и теперь ограничена -- процесс закрытый. По официальной версии, так следствие обеспечивает безопасность некоторых свидетелей. Главе государства хотелось бы поскорее завершить дело и перевернуть самую скандальную страницу его предыдущего срока.
В похищении Завадского обвиняют четырех человек -- бывших бойцов спецподразделения «Алмаз» Валерия Игнатовича и Дмитрия Малика, бывшего курсанта академии МВД Сергея Саушкина и безработного Алексея Гуза. Помимо похищения оператора ОРТ этой группе, которой руководил Игнатович, инкриминируется несколько убийств, вооруженных нападений и похищение чиновника министерства культуры Александра Грачева. Как предупредил в начале заседания судья Александр Симонов, всем обвиняемым грозит высшая мера. Никто из них вины не признает. Следствие до сих пор не может дать ответа на вопрос, жив ли Дмитрий Завадский.
По официальной версии следствия, он был похищен по личной инициативе Игнатовича из мести. В одном из интервью Завадский рассказал о том, что Игнатович воевал в Чечне против российских федеральных войск. На тот момент Валерий Игнатович был одним из руководителей белорусского отделения РНЕ, и из-за разгоревшегося публичного скандала его исключили из этой организации, за что он и решил отомстить Завадскому.
На днях в российской Госдуме прошли общественные слушания по делу о похищении, на которых высказана другая версия мотивов похищения. В соответствии с ней в Чечне Валерий Игнатович был представителем неких белорусских структур, близких к спецслужбам. Из Белоруссии якобы шли поставки оружия и медикаментов для чеченских боевиков. А Завадского решено было убрать из-за того, что ему стало что-то известно об этих поставках.
В 1999 году в Белоруссии бесследно исчезли известные оппозиционные политики Юрий Захаренко и Виктор Гончар. Оппоненты Лукашенко связывают все три преступления и обвиняют в причастности к ним высших руководителей страны, в том числе и самого президента. Оппозиция утверждает, что в ходе следствия КГБ и прокуратура установили причастность ко всем этим делам тогдашнего секретаря Совбеза Виктора Шеймана и министра внутренних дел Юрия Сивакова. Осенью прошлого года сотрудники КГБ арестовали руководителя спец подразделения СОБР Дмитрия Павлюченко, которого, впрочем, через несколько дней освободили по личному распоряжению Лукашенко. Затем в отставку были отправлены главы практически всех силовых ведомств.
Первый день судебного заседания сенсаций не принес, поскольку был посвящен техническим вопросам. Жена Завадского Светлана ходатайствовала о предоставлении ей общественного защитника, но ходатайство было отклонено. Процесс прервали через несколько часов из-за болезни главного обвиняемого -- Валерия Игнатовича. В зал суда его внесли на носилках, и все время, пока шло заседание, он лежал на скамейке. В конце концов вызвали «скорую помощь», а заседание отложили. Оно может продолжиться сегодня, если позволит состояние здоровья Валерия Игнатовича. На этом заседании представители потерпевшей стороны намерены заявить ходатайство о проведении открытых слушаний.
Юрий АНДРЕЕВ, Минск