|
|
N°136, 02 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Карабах: в непролазных дебрях урегулирования
Второго-третьего августа сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) от России, США и Франции обсудят в Париже ситуацию вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Это первое совещание посредников после их июньского демарша, вызванного бесплодностью встреч президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Роберта Кочаряна в этом году.
Напомним, что в июне посредники взяли паузу в проведении встреч глав этих государств, призвав их проявить политическую волю к примирению. Это, а также частичное оглашение посредниками выдвигаемых предложений вызвали широкую дискуссию среди общественности. Идет осмысление почти тупиковой обстановки в урегулировании конфликта, но пока маловато импульсов к взаимным уступкам. А официальная реакция в обеих странах оказалась типичной для их прежних подходов. Лишь президентом пока не признанной Нагорно-Карабахской республики Аркадием Гукасяном впервые на днях оглашена наконец давно назревшая идея необходимости исторического примирения между армянами и азербайджанцами.
В Ереване же стали усердно изображать, что предложения посредников приемлемы как основа для продолжения переговоров. У армян отработан показ конструктивности, когда они уверены, что другая сторона «не подведет» -- не сможет принять предложенное. Это позволяет им занимать более выгодную и менее раздражительную позицию. Правда, многие из армян подчеркивают ненадежность другой стороны в соблюдении договоренностей и выражают недовольство излишней (но пока лишь виртуальной) уступчивостью своего руководства в уходе из районов, захваченных вокруг Нагорного Карабаха.
Сложнее перед своим общественным мнением азербайджанскому руководству: ему пришлось отыгрывать «два шага назад», заверять, будто еще ни о чем не договорились, а ключевую идею референдума по статусу Нагорного Карабаха низводить до уровня опроса общественного мнения. Хотя совсем недавно в Баку утверждали, что осталось договориться всего лишь по двум компонентам из восьми-десяти. Эта перманентная неопределенность (договорились -- не договорились, и выполняется ли договоренное) престарелая болезнь юной бакинской дипломатии.
Теперь там изыскивают новые требования, претендуют на демилитаризацию всей зоны конфликта, то есть и на разоружение Нагорного Карабаха. Все больше выявляется, что Ильхам Алиев не хочет соглашения, а тянет время в надежде нарастить силы, хотя периодически стращает тем, что терпение азербайджанской стороны небезгранично. Уходя от предложений посредников, Баку тем самым, в дополнение к мукам азербайджанских вынужденных переселенцев (а их якобы больше миллиона!), продлевает им участь заложников спора о Нагорном Карабахе еще неизвестно на сколько лет. Не обошлось и без уже традиционных для Ильхама Алиева угроз силового реванша, несмотря на то что извне им получено множество внятных сигналов насчет неприемлемости, недопустимости новой войны.
Тайм-аут, взятый посредниками для воздействия на стороны, подзадорил кое-кого подключиться к карабахским делам. Небезызвестная неправительственная организация -- Международная кризисная группа (МКГ) -- наигранно запаниковала и чуть ли не объявила поиск нового международного посредника. Ее представители, не довольствуясь ролью Франции в сопредседательстве МГ ОБСЕ, норовят втянуть в карабахские дела всю Европу. Регион спешно посетил спецпредставитель Евросоюза Питер Семнеби. Активизировался и председатель Парламентской ассамблеи НАТО Пьер Лелюш.
Желание «попосредничать» в Карабахе выявляет не только геополитические аппетиты, но и некое легкомыслие. В этом упражнялось немало государств и видных деятелей, ломавших потом голову, как спасти лицо. Слабое знание сути и хода конфликта не раз подводило -- например, ту же МКГ или докладчика Парламентской ассамблеи Совета Европы лорда Аткинсона, который довольствовался как бы "фотоснимком" обстановки в регионе к 2005 году, хотя и просмотр всей "видеосерии" об истории конфликта еще не дал бы всего необходимого для серьезных суждений о нем.
В присущем администрации Буша ковбойском духе подключается к карабахскому посредничеству новый сопредседатель от США Мэтью Брайза. Он завершает первую в этом качестве поездку в Ереван, Степанакерт и Баку, подвергая свою словоохотливость новой проверке на аккуратность высказываний.
Вероятно, с учетом итогов этой поездки три сопредседателя наметят дальнейшие шаги. Может потребоваться и новая встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении.
Руководству ОБСЕ, взявшейся мирно урегулировать этот конфликт, нужно больше последовательности и настойчивости в усилиях. Прежде всего тверже отстаивать мирный путь решения, противостоять всему, что идет вразрез с ее миротворческой миссией, в том числе любым попыткам угрожать силой, тем более из уст руководителей государств, пренебрегающих своими обязательствами.
Структуры ОБСЕ, весьма въедливые в части прав человека и выборных процедур, на удивление толерантны перед лицом милитаристских и реваншистских заявлений официальных лиц, вялы, равнодушны к раскрутке гонки вооружений, стрельбе на линии соприкосновения, невыполнению соглашений. А ведь соседний регион, Ближний Восток, показывает, что ныне даже ограниченная война влечет грубейшие массовые нарушения прав человека, норм гуманитарного права.
Только категорическое исключение новой войны откроет путь к договоренностям и реальным шагам по урегулированию в Карабахе.
Владимир КАЗИМИРОВ, посол, глава посреднической миссии России при установлении перемирия в Карабахе